Библиографическое описание:

Антонян А. Г. Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 99-103.

Данный вопрос является не новым, с развитием туристического бизнеса он, по мере развития, частично освещался учеными и исследователями. Но, с развитием данной сферы бизнеса в последние годы проблема приобрела особое значение[1].

Постоянно увеличивающееся количество туристических операторов и агенств, по оказанию туристических услуг, а также острая нехватка квалифицированных менеджеров в данной области поставила вопрос эффективного формирования «профессиональной культуры» менеджеров ребром.

Данное понятие можно объяснить, как совокупность личностных качеств (таких, как знания, умения и возможность применения их на практике, а также уровень умственного, эстетического и культурного развития), направленных на создание ценностей, как материальных, так и духовных, в сферах социальных услуг. Также в это понятие входят формы взаимной деятельности, общения и рамок поведения, а также способы их осуществления, выступающих в основе трудовой деятельности. Следуя из этого, профессиональную культуру можно охарактеризовать, как степень оценки качества решения людьми как теоретических, так и практических вопросов в определенной сфере деятельности. Охарактеризовать данное понятие можно также как Культура профессиональной деятельности.

В основном, согласно научным исследованиям, данное понятие включает в себя 3 основных концепции: процессуальную, результирующую и аксиологическую, так или иначе относящиеся ко всей сфере деятельности менеджеров в целом.

1)                 Процессуальная концепция включает в себя понятие качества осуществления различных функциональных процессов, так или иначе связанных с непосредственной деятельностью менеджера. В это понятие входит очерчивание перед собой конкретных целей, анализ требуемой информации, планирование цикла действий по осуществлению поставленных задач различных видов  и др.Также предусматривается последующий контроль данного процесса, и внесение корректив в ходе работы[2].

2) Результирующая концепция предусматривает последующий контроль результатов действий, и сравнения их с целями и задачами, очерченными ранее.

3) Аксиологическая концепция являет собой оценку выполненных результатов по существующим стандартам, правилам, эталонам.

Данные концепции выступают основой профессиональной деятельности менеджера.

Данное понятие включает в себя уровень качества деятельности, в виде осуществления действий в определенной области; умения направить и контролировать действия сотрудников, а также мотивация их действий; и уровень культуры общения непосредственно.

Деятельность менеджера включает в себя много социальных аспектов, поэтому через понятие «культура профессиональной деятельности» можно выразить[3]:

-   Оценка собственной профессиональной деятельности, относящееся непосредственно к сфере туризма, определение оптимальных средств для достижения поставленных целей;

-   Уровень качества работы менеджера с персоналом, определяющий насколько координированным он может быть с сотрудниками, чтобы обеспечить непрерывный процесс деятельности;

-   Оценка качества профессионального общения, так или иначе связанная с действиями с персоналом и умением четко и коротко излагать свои мысли.

Также немаловажен вопрос о критериях оценивания профессиональной деятельности менеджеров. Понятие критерия включает в себя признаки, на которые можно основываться при анализе, классификации и т.п. Отсюда следует, что критерием профессиональной деятельности можно считать качество их профессиональной деятельности, уровень результатов достижения тех или иных целей и их аксиологию (включающую в себя понятия прогрессивности и модальности).

Понятие «быть менеджером» не всегда означает быть профессионалом в своей сфере деятельности. В большинстве случаев, приобретение фундаментальных навыков и понимание сути профессии наступает лишь со временем. Со временем, также, изменяется подход  менеджера к выполнению тех или иных действий, обновляется его инструментарий. Постепенное освоение профессиональной деятельности включается в понятие опыта, увеличение которого может иметь такие последствия как поднятие по карьерной лестнице, которое делится на несколько вариантов[4].

Первый вариант карьерного роста связан с навыками менедера непосредственно в управленческой деятельности, такими как менеджмент отдела или всей организации. Процесс роста выглядит в виде иерархии ступеней управления, по которым, непосредственно, движется менеджер, благодаря наличию тех или иных профессиональных навыков.

Второй вариант определяется степенью качества работы с подчиненными. Навыки, способствующие этому, такие как способность к мотивации персонала, направлять его работу в нужное русло, способствуют углублению менеджера в структуру компании. Тут особо важными являются лидерские качества менеджера, его коммуникабельность и надежность.

Третий вариант развития карьеры – совершенствование профессиональных качеств менеджера, связанных, в данном случае, с туристическим бизнесом, позволяющее ему считаться специалистом в вопросах, касающихся туризма непосредственно. Данный тип развития определяется наличием у менеджера особых профессиональных навыков, способствующих быстрому углублению в сферу туристического бизнеса.

Если действия менеджера отличаются высокими показателями соответственно одному из приведенных вариантов, то можно считать его профессионалом, компетентным относительно вопросов туристического бизнеса.

Становление менеджера как специалиста, знатока своего дела формируется как в процессе получения образование, так и на рабочем месте, непосредственно в процессе осуществления своей деятельности, в результате выполнения своих профессиональных заданий. В процессе этого навыки, полученные в учебном заведении и в процессе работы, закрепляются и формируют те качества, которые необходимы успешному менеджеру.

Система обучения менеджера, имеющего высокий уровень осведомленности и готовности к выполнению профессиональных задач, имеет такие пункты[5]:

-   Совокупность целей, относящихся к:

§   Развитию мотивации обучаемого, становление его позитивного мнения о своей деятельности, ориентированности к совершенствованию своих навыков, с целью качественно реализовывать различные поставленные перед ним задачи;

§  Овладение профессиональными навыками, относящимися к сфере деятельности: коммуникабельности, основ организаторской деятельности, умения очерчивать цели  и задачи поставленного задания, и приобретения непрофессиональных навыков, тем не менее, необходимых в работе: умения придерживаться графика, пунктуальности и т.п.;

§  Приобретение особого образа мышления, свойственного профессии, а также таких качеств как целеустремленность, ответственность, открытость, толерантность, оптимизм, умение работать в команде и т.п.;

§  Постоянное усовершенствование профессиональных навыков, с целью последующего профессионального развития и карьерного роста;

Основными компонентами процесса обучения менеджера являются:

-   Содержательный компонент. Основа его лежит в совокупности получаемых в ходе обучения знаний, как практических, так и теоретических;

-   Организационно-методический компонент. Включает в себя постоянно совершенствующуюся учебную методику, возможность переквалификации, практических занятий обучаемых, очерчивание целей и средств учебной деятельности, их контролем и управлением;

-   Результирующий компонент. Основывается на подготовленности менеджеров-учеников к осуществлению своих прямых обязанностей в деятельности по окончании обучения и возможности дальнейшего повышения квалификации.

 

Система обучения менеджера включает в себя следующие принципы, необходимые для ее успешного функционирования[6]:

1.                 принцип целеустремленности

Включает в себя определение методов достижения цели и постановление задач, на пути ее достижения, планирование деятельности и очерчивание программы действий всех участвующих в процессе обучения менеджеров, нацеливание их на безукоризненную реализацию установленной программы.

2.                 принцип творческого подхода

Уделение внимания формированию уникальности деятельности каждого обучаемого, помощи в реализации талантов и креативных особенностей менеджеров, с целью дальнейшего пользования данными навыками в работе.

3.                 принцип осознанности и мотивированности при решении образовательных задач

Данный принцип говорит о полной самоотдаче преподавателя в процессе обучения. Необходимо в полной мере раскрыть сегодняшнюю значимость конкурентоспособного специалиста на рынке труда, значении в этом непосредственно профессиональной культуры, формирование у обучаемого чувства ответственности, профессионального долга. Также необходимо предъявить требования к ученику, не забывая подавать при этом личный пример ответственного и квалифицированного работника. Важна стимуляция, зарождение у обучаемого менеджера стимуляции к совершенствованию собственных навыков, с целью мотивации к ответственности в выполнении поставленных требований и задач.

4.                  принцип согласованности действий всех субъектов, принимающих участие в формировании высокой профессиональной культуры менеджеров

Включает в себя осознание учеником целей и задач, поставленных в процессе обучения, методов их реализации, четкого очерчивания ролей каждого в процессе, умения планировать свои действия и осуществлять контроль над ними, взаимодействие различных программ обучения между собой.

5.                 принцип личностно и профессионально ориентированной организации деятельности по формированию высокой профессиональной культуры менеджеров (индивидуализация подхода к каждому ученику, анализ их профессиональных и личных качеств, при необходимости, оказание помощи в возникших затруднениях в процессе обучения, и правильное планирование педагогического процесса.)

Совокупность процессов подготовки обучаемого менеджера непосредственно к профессиональной деятельности включает в себя несколько этапов.[7]

I. Этап формирования. Основная цель данного этапа – реализация студентами менеджерского потенциала в различных сферах деятельности, таких как непосредственно учебный процесс, досуг, взаимоотношения в коллективе, общественная деятельность. Также необходима правильна реализация педагогической системы, с целью лучшей мотивации студентов и развития у них чувства ответственности. Также это необходимо для более качественного предоставления практического и теоретического материала, своевременного следования учебному плану и выработке у учебного коллектива необходимых в сфере деятельности навыков.

II. Развивающий этап. Организация и контроль над системой обучения менеджеров, в честности педагогического состава.

Данный этап включает в себя:

-        постоянное оттачивание системы мотивирования менеджеров-учеников и ее развитие для дальнейшей их возможности профессионально и творчески подходить к своей деятельности, стремиться к достижению продуктивных результатов и оптимистической точки зрения на профессиональную деятельность в целом;

-        поддерживание всех видов компетенции на высоком уровне;

-        становление системы саморегуляции и ее дальнейшее развитие.

 

III. Рефлексивный этап. Включает в себя возможность обучаемых не только осуществлять свою непосредственную деятельность, но анализировать ее результаты, и иметь возможность повышения уровня знаний относительно менеджмента туристических организаций.

Ниже приведен список факторов, по которым можно судить о росте компетенции менеджеров в сфере туристического бизнеса[8]:

-   повышение показателей работоспособности в сфере деятельности менеджера;

-   применение творческого подхода к решению большинства профессиональных задач, анализ каждого шага в пути их  реализации;

-   умение находить подход к сотрудникам и обучать их, что ведет к повышению уровня их профессиональной культуры;

-   усиление авторитета менеджера в рабочем коллективе;

-   умение прибегать к источникам, не входящим в пределы профессиональной деятельности, для решения различных проблем.

 

Политика государства в сфере развития туристического бизнеса имеет такие функциональные составляющие:

1) Поиск решения проблемы глобализации туристического бизнеса, установления активного взаимодействия и сотрудничества между регионами.

Он включает в себя::

-   внутренние производители;

-   внешние производители, предоставляющие свои услуги в регион;

-   проблема предоставления и потребления продуктов за границей региона;

2) Установление эффективной системы разделения труда внутри региона, и между регионами, и их дальнейшее сотрудничество.

3)Совершенствование внутренней структуры бизнеса внутри региона, создание экономически позитивной направленности, развитие инфраструктуры, транспортного сообщения и связи, контроль над экономическими процессами;

 

4) Направленность туристических организаций на осуществление деятельности, относительно местных жителей;

5) Возможность реформы структуры управления туристической компанией, по принципу спроса и предложения.

 

Региональная политика туристического бизнеса России имеет  следующие направления[9]:

1) Помощь финансово отсталым регионам.

Предоставление региону финансовых отчислений, способствующих ликвидации его отсталости. Источников средств на осуществление данной программы являются бюджеты административных объектов и налоги.

2) Финансирование субъектов хозяйствования.

Источниками являются ресурсы предприятий государственной и муниципальной собственности, а также региональные фонды, такие как различные страховые сборы, внебюджетные источники, заемные средства.

3) Создание единого свода законов и экономических принципов действия туристических организаций на территории государства, а также сохранение целостности экономического пространства.

4) Привлечение городских и муниципальных служб к взаимодействию с элементами туристического бизнеса, привлечение граждан.

5) Планомерное развитие туристической инфраструктуры страны, постройка курортных объектов, оздоровительных санаториев, восстановление и реконструкция памятников истории.

6) Создание баланса в уровнях благосостояния жителей тех или иных регионов.

7) Организация контроля за функционированием и экономическим состоянием туристических объектов страны, прибегая к помощи государственных и гражданских огранизаций.


Список использованной литературы

 

  1. Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. - М., 2001.
  2. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров региональных организаций сферы туризма. СПб., 2006.
  3. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.
  4. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: В 4-х т. Т. 4.: Система подготовки туристских кадров. - М., 2002.
  5. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. М.: Акад. проф. образования, 2002.
  6. Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.
  7. Дерен И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография. - М., 2002.
  8. Кузнецов Ю.В. Теория организации. - СПб., 2006.
  9. Черкасова И.И. Маркетинговые исследования качественных параметров туристского рынка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2005. - N10.
  10. Черкасова И.И. Регулирование регионального туристского рынка на основе совершенствования организационно-качественных параметров: Монография. - М., 2005.
  11. Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. - М., 2001.
  12. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров региональных организаций сферы туризма. СПб., 2006.
  13. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.
  14. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: В 4-х т. Т. 4.: Система подготовки туристских кадров. - М., 2002.
  15. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие [Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
  16. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учеб. [Текст] / А.Б.Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.


[1] Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. - М., 2001.

[2] Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма. СПб., 2006.

[3] Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.

[4] Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: В 4-х т. Т. 4.: Система подготовки туристских кадров. - М., 2002.

[5] Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. М.: Акад. проф. образования, 2002.

[6] Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.

[7] Дерен И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография. - М., 2002.

[8] Кузнецов Ю.В. Теория организации. - СПб., 2006.

[9] Черкасова И.И. Маркетинговые исследования качественных параметров туристского рынка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2005. - N10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle