Библиографическое описание:

Антонян А. Г. Принципы создания конкурентоспособных объектов туристического бизнеса // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 94-99.

С развитием туристической отрасли, мы пришли к точке, когда спрос на услуги гораздо меньше предложения, а конкуренция достигла пика. В связи с этим, современной туристической компании необходимо тщательной планирование своей структуры и качественных параметров. Не последнюю роль в этом играет структура системы экономики государства.

В современный период условия туристического бизнеса на территории Российской Федерации можно охарактеризовать как позитивные. Существует большое количество фирм и агентств, оказывающих туристические услуги, и их число продолжает расти. В совокупность услуг входит предоставление отдыха как внутри страны, так и за границей, при постоянно расширяющемся ассортименте[1].

Отечественные туристические фирмы ставят перед собой цель сравняться с уровнем европейских представителей туристического бизнеса. При текущих тенденциях развития бизнеса и расширения сферы услуг, а также при совершенствующемся качестве их предоставления, можно судить, что в обозримом будущем сравняться все-таки удастся. Однако, лишь при стабильном развитии бизнеса, введении инноваций и грамотной политике.

Спрос, меж тем не стоит на месте. С увеличением количества, так называемых «квалифицированных путешественников», компаниям все труднее угодить клиентам, что ведет за собой развитие сферы услуг, появления их новых форм и структуры, в зависимости от специфики региона. Также важно совершенствовать услуги, которыми может воспользоваться турист, непосредственно в месте назначения.

Основное сегодняшнее направление развития сферы туризма заключается в разработке новых методов подхода к клиентам, предоставления им спектра услуг, изменяющегося, в зависимости от места назначения.

Без инновационных методов в наши дни не обойтись – расширение списка предоставляемых услуг, правильная политика компании и использование способов мотивации клиентов – это то, без чего сегодняшняя туристическая компания не может называться доходной (причем от различных типов бюджетов) и конкурентоспособной. Взаимосвязь темпов роста экономики и повышения значимости услуг здесь играет главную роль[2].

С развитием науки, техники и информационных технологий четко определили роль качественного отдыха в жизни человека. Вследствие неравного соотношения времени продуктивного труда и времени отдыха, запросы клиентов туристических агентств становятся все более требовательными, и качественный аспект здесь встал на главенствующую позицию.

В данный момент непосредственно спектр услуг играет определяющую роль во всей индустрии. Список запросов клиента туристической компании связан с его собственной системой оценки и восприятия того или иного параметра.

Уровень качества услуг туристических компаний определяется непосредственно их клиентами. В наше время запросы туристов становятся все более требовательными и имеют индивидуальный характер, вследствие чего уровень качества предоставляемых услуг должен постоянно расти.

Все компоненты своего отдыха клиент туристической компании выбирает самостоятельно, будь то место назначения или отель принимающей стороны. Поэтому ориентация на расширения списка предлагаемых услуг – первое, что должна иметь в виду современная туристическая компания.

Услуги туристического бизнеса, как и любой другой продукт, имеют жизненный цикл. И длительность его могут быть абсолютно разными, и зависеть от многих факторов. Для каждого потребителя они являются разными, и зависящими исключительно от его запросов.

В данный момент, вследствие развития информационных технологий и глобализации, туристический бизнес имеет крайне низкий жизненный цикл своего продукта. Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо внесение оперативных изменений в политику компании, по мере необходимости. Целью должен быть качественный продукт за оптимальную, как для клиента, так и для производителя цену[3].

Постоянно переменчивые внешние условия бизнеса заставляют работников сферы туризма применять навыки маркетинга, управленческие навыки внутри предприятия. Это ведет за собой особые требования к персоналу туристических компаний, который должен знать основы маркетинга, менеджмента организаций и уметь предоставить клиенту туристический продукт с наилучшей стороны.

Россия имеет большой интерес для туристов. Проанализируем направленность политики туристических агентств при работе на территории этого региона.

При беглом взгляде на российскую отрасль туризма в целом, легко заметить, что главенствующую позицию здесь занимают агентства Москвы и Санкт-Петербурга.

Желающие стать гостями нашей страны, ознакомиться с ее достопримечательностями, историей обычно не ограничиваются посещением столицы, но и имеют желание побывать в местах исторической важности и др., поэтому стоит иметь в виду и предоставление региональных услуг.

При предоставлении регионального типа туристических услуг помимо маркетинга, следует уделить внимание доступности, чтобы цены были ниже цен конкурентов на подобные услуги на 5-10%, а также на высокий уровень качества предоставляемых услуг[4].

Успешность предоставления нового типа качественных туристических услуг в региональной области напрямую зависит от занятости ниши отрасли.

В текущих условиях функционирования туристического бизнеса, основывающихся на результатах научных исследований и разработок, на фоне активного использования отраслью инновационных технологий, была четко очерчена концепция по оказанию качественных региональных туристических услуг, непосредственно внутри региона. В данный момент подобные услуги пользуются большим спросом среди туристов.

Возможность оказания качественных услуг в региональной нише требует организации системного подхода, а также исследования возможных препятствий развитию отрасли на региональном уровне. Эффективным шагом является организация регионального объекта туристической деятельности, отвечающего непосредственно за услуги внутри региона и способного приносить доход, пользуясь при этом внутренними ресурсами, и не поддерживая связей между регионами.

Организация туристического объекта, отвечающего за региональные услуги, гарантирует уровень соответствия требованиям клиентов внутри региона. Подобная система основывается на трех компонентах: экономика, общество и окружающая среда[5].

Кроме этого, местной администрации региона необходимо принимать активное участие в развитии туристического комплекса региона путем принятия мер, направленных на регулирование комплекса и повышения спроса на туристический продукт региона. При правильной политике это несомненно привлечет клиентов, что несет за собой повышение прибыльности туристического комплекса, а вместе с ним и всех жителей региона. Также необходимо своевременно совершать изменения политики комплекса, в зависимости от общих условий бизнеса и экономической ситуации. 

Создание туристического комплекса ведет за собой взаимосвязь всех объектов туристического бизнеса в регионе для последующего производства высококачественного туристического продукта, с помощью достопримечательностей, исторически и культурно важных объектов непосредственно внутри региона, и организации туристических программ по их посещению.

Также, при ограничении связей с соседними регионами, это обеспечит четкую структуру управления туристическими объектами региона, улучшит их управляемость и подготовленность к использованию новейших научных разработок и инноваций в сфере туристической деятельности.

Развитие туристического объекта региона России существенно отличается от принципов развития стандартной туристической фирмы. В основу необходимо положить модель бизнеса, основанную на всех последних достижениях и инновациях, ставящую во главу качественный подход[6].

Задачей для органов власти выделенного региона является сформировать целенаправленную структуру всех туристических предприятий, находящихся в пределах границ региона, и организовать управление ими, основанное на организационно-качественной концепции бизнеса. Также следует следить за каждым компонентом данной системы, контролировать его действия и согласованием дальнейшей деятельности.

Способность туристического агентства выдерживать конкуренцию стоит рассмотреть по методу М. Портера «процесс поиска новых позиций», что в результате сможет не только привлечь поток существующих клиентов региона, но и организовать новые потоки.

Уровень конкурентоспособности зависит напрямую от уровня качества спектра услуг, уровня ценовой политики, уровня квалификации персонала, уровня маркетинга и уровня обеспечения клиента информацией, относительно предоставляемых услуг.

Совокупность внешних и внутренних факторов компании, отвечающие за уровень предоставления туристических услуг, по сути, являются факторами конкурентоспособности. Основными такими факторами любого туристического предприятия являются организация структуры менеджмента, ее основные направления, обученный персонал, уровень качества совокупной работы всех звеньев системы, доступная ценовая политика.

Структурой организации называется взаимоотношение на логическом уровне всех систем управления и функциональных подразделений. Следуя этому определению, схема распределения труда на предприятии должна осуществляться скоординированно с организационным отделом и отделом контроля качества. Параметры, входящие в эти отделы являются жизненно важными для правильного функционирования всех отдельно взятых подразделений предприятия[7].

Каждый сотрудник туристического предприятия, в целях закрепления его обязанностей должен иметь перечень организационно-качественных требований, относящийся непосредственно к занимаемой им должности.

В свою очередь должность, должна быть охарактеризована перечнем производственных задач, требуемых для эффективного функционирования организации в целом.

Задача – это четко очерченная работа с установленной целью и периодом выполнения, для каждого сотрудника.

Эффективности действия туристической организации можно будет добиться лишь при качественном выполнении персоналом всех своих основных функций и задач.

Усовершенствования приведенных выше параметров можно добиться при совокупности знаний, необходимых в профессии и навыков, полученных опытным путем каждого функционального сектора предприятия и непосредственно между секторами. Улучшение организационно-качественных параметров как показателя уровня качества работы предприятия в целом можно назвать определяющим фактором для потребителей туристического продукта на территории региона.[8].

Это является стимулом к постоянному улучшению, усовершенствованию текущей структуры туристической организации с целью устойчивости в конкурентной борьбе и направленности на модернизацию сферы предоставления туристических услуг.

Уровень конкурентоспособности региональных туристических предприятий относительно конкурентов Москвы и Санкт-Петербурга можно выразить, с помощью таксономии предоставления регионального туристического продукта, сравнительно с конкурентами. Схема позиционирования изображена на рисунке 1. Основными показателями позиционирования являются: качество Q, цена Р, маркетинговые коммуникации  М по оси Z, расположенные соответственно на осях X, Y, Z.

Уровень регулирования качества услуг компании зависит от ориентации в трех различных направлениях, с учетом внутренних и внешних ориентиров, оценки возможных рисков, прибыли и убытков, профессиональной культуры персонала в соответствии с основными целями компании, выраженными в уровне качества предоставляемых услуг, ценовой политике и уровню маркетинга[9].

Уровни исследуемых параметров варьируются от 0% до 100%. 100% по оси Х означает политику, ориентированную на максимизацию качества предоставляемых услуг; за 100% по оси Y – максимизация цены продукта реализации;  100% по оси Z – максимально высокий уровень развития маркетинговой политики.

Рис.1. Относительный уровень конкурентоспособности региональной туристической организации

 

Для конкретизации результатов, площадь таксономии разделена на 27 отделов рынка, включающих в себя 1000 микроотделов. Каждый сектор формируется в зависимости от совокупности параметров по трем осям.

Формирование продукта каждого отдела ведет за собой формирование совокупности процессов, необходимых для этого. Каждый микроотдел имеет собственную структуру, цель, направление деятельности, контроль результатов всех составляющих продукта. Такая система действенная, благодаря упрощению связи между подразделениями, как между микроотделами, так и между отделами таксономии, что на выходе формирует эффективный региональный туристический продукт.[10].

Смысл процессного подхода является в рассмотрении любой работы как совокупности процессов с различной структурой, что позволяет выявить возможные ошибки и исключить их до того, как они проявятся. В свою очередь процесс состоит из совокупности подпроцессов, включающих в себя все процессы производства, от возможностей потребителя до предоставления ему конкретных услуг. Основа действий всех параметров данной системы – совершенствование регионального туристического продукта. Оценке поддается вклад каждого подразделения в конечный результат. Благодаря возможности измерить влияние процессов в отдельности, появилась возможность их конкретного совершенствования.

Процессы ориентировано направлены на потребителей, для изучения его запросов, что обеспечивает возможность вносить необходимые изменения в политику как отдельно взятой организации, так и их совокупности.

Главным фактором конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса является качество предоставляемых ими услуг. Так как, по сути, услуги различных туристических предприятий довольно однообразны, качество их выполнения стало определяющим фактором для клиентов.

Общая конкурентоспособность туристической организации, проанализированная на основе таксономии уровня конкурентоспособности, определяется совокупностью трех параметров: качества, цены и маркетинговых коммуникаций[11].

Отделы, относительно трех осей будут иметь различные показатели, в результате которых можно будет судить о конкурентоспособности. С помощью данной таксономии также можно будет определить уровень конкурентоспособности каждого микроотдела, что делает анализ более подробным. Конкурентоспособность в данном случае характеризуется уровнем удовлетворения потребностей клиента туристической компанией, в сравнении с уровнем удовлетворения потребностей компаниями-конкурентами, находящихся в одном рыночном секторе.

Данная таксономия отражает экономическую структуру туристической организации в виде позиционирования конкретного продукта, с последующим оцениванием уровня его значимости и конкурентоспособности.

В результате мы имеем туристическое предприятие как структуру, открытую для глубокого анализа всех ее элементов, имеющих отношение к организационно-качественной деятельности предприятия. Также мы можем видеть структуру их взаимодействия с экономикой страны в целом, где они выступают составным элементом отрасли регионального туристического бизнеса, в свою очередь выступающего отраслью туристической индустрии нашей страны. 

 

Факторы развития регионального туризма[12]:

-   Увеличение численности жителей региона, особенно приезжих;

-   Увеличение доходов местного населения;

-   Изменение отношения рабочего времени ко времени отдыха населения;

-   Повышение потребительского спроса на различные услуги;

-   Развитие транспортной инфраструктуры;

-   Развитие коммуникационной линии;

-   Увеличения уровня культуры и образования жителей региона, в результате чего имеется тенденция к изучению и пользованию иностранными методами в своей работе;

-   Изменение уровня распределения собственности;

-   Повышение уровня региональных функций менеджмента;

-   Повышения уровня экономической обеспеченности на основе внутренних процессов производства;

-   Ориентированность регионов на отдельных видах экономической деятельности.

 

Основные экономические задачи регионального туризма[13]:

-   Тщательное экономическое планирование с учетом текущего социально-экономического положения;

-   Установление гибкой экономической структуры, в зависимости от ситуации в регионе;

-   Выработка основных способов управления процессами туризма в регионе, а также рациональное размещение производственных мощностей;

-   Изучение возможных тенденций развития связей за границами региона, в целях последующей интеграции;

-   Исследование возможностей формирования новых регионов для туризма;

-   Экономический анализ туристических регионов, исследование их влияния на состояние производства в целом;

-   Исследование возможностей размещения туристических объектов в регионах с целью их дальнейшего развития;

-   Разработка методов интеграции за границы региона для последующего развития экспорта туристических услуг.

 

Основные цели политики регионального туризма:

1) Выходом из проблемы формирования туристического бизнеса внутри региона является его взаимодействие с другими регионами.

Данное взаимодействие зависит от следующих факторов:

-   Внутренние производители;

-   Внешние производители, оказывающие услуги на территории региона;

-   Возможность производства и потребления туристических услуг за границами региона;

2) Эффективное распределение труда внутри региона и за его пределами, и их кооперация.

3) Своевременное внедрение реформ, инноваций в туристический комплекс, успешное преодоление периодов экономического спада, совершенствование инфраструктуры, развитие связи и транспортного сообщения, уделение внимания сохранности окружающей среды;

4) Привлечение населения региона к работе на туристическом предприятии;

5) Перераспределение структуры менеджмента согласно принципам спроса и предложения.

 

Основные направления политики регионального туризма[14]:

1) Своевременное оказание финансовой помощи региону. В случае неблагополучной экономической ситуации, государство должно выделять особые средства региону, для помощи в ее преодолении. Источники средств – бюджеты административных структур и налоги бюджетов.

2) Создание финансовой основы для субъектов хозяйствования. Таковыми являются средства предприятий, находящихся в собственности государства, средства фондов, не входящих в основной бюджет (таких как добровольные взносы, заемные средства, страховые фонды и др.), и финансовые средства предприятий, направленных на поддержание ЖКХ.

3) Создание законодательной системы, обеспечивающей единые принципы работы предприятий, относящихся к туризму, а также создание единого экономического пространства для них.

4) Активное привлечение городских и районных служб, а также жителей города к развитию туристической отрасли.

5) Развитие интереса в туризме среди жителей города, восстановление памятников истории и искусства, природных объектов в целях использования их в туристических целях.

6) Помощь экономически отстающим жителям регионов.

7) Формирование управленческого комплекса туристической отрасли региона за счет сотрудничества с общественными организациями и отдельными гражданами региона.

 

Стоит согласиться, Россия имеет огромный потенциал в туристической сфере. И эту отрасль необходимо развивать, превращать зачатки туристического бизнеса в сформированную инфраструктуру, способную выстоять в конкурентной борьбе и обеспечить соответствие всем потребностям современного клиента. Это обеспечит приток иностранного капитала в страну, и поднимет ее имидж как одного из лучших туристических регионов[15].

Литература

 

  1. Дерен И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография. - М., 2002.
  2. Кузнецов Ю.В. Теория организации. - СПб., 2006.
  3. Черкасова И.И. Маркетинговые исследования качественных параметров туристского рынка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2005. - N10.
  4. Черкасова И.И. Регулирование регионального туристского рынка на основе совершенствования организационно-качественных параметров: Монография. - М., 2005.
  5. Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. - М., 2001.
  6. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма. СПб., 2006.
  7. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.
  8. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: В 4-х т. Т. 4.: Система подготовки туристских кадров. - М., 2002.
  9. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие [Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
  10. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учеб. [Текст] / А.Б.Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
  11. Ковынева Л.В. Региональный туризм: монография [Текст] / Л. В. Ковынева; ДВГУПС. Каф. "Социально-культурный сервис и туризм". - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - 111 с.
  12. Экономика и организация туризма. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов [Текст] / под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева. - М.: КноРус, 2005. - 576 с.
  13. Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М.: Советский спорт, 2003. - 96с.
  14. Ягодынская С.В., Малыгин С.А. Культурно-исторические центры России. - М. Academia, 2005. - 271с.
  15. Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2003. - №3. - С. 34-36.
  16. Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства отели и рестораны.-М.: Экономика, 2007г.
  17. Менеджмент туризма:Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2006.- 272 с.
  18. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2006.- 320с.
  19. Горбылева З.М, Экономика туризма: учебно-практическое пособие. 2-е издание.-Минск: БГЭУ, 2001.- 154 с.

 

 

 

 

 



[1] Дерен И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография. - М., 2002.

[2] Кузнецов Ю.В. Теория организации. - СПб., 2006.

[3] Черкасова И.И. Маркетинговые исследования качественных параметров туристского рынка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2005. - N10.

[4] Черкасова И.И. Регулирование регионального туристского рынка на основе совершенствования организационно-качественных параметров: Монография. - М., 2005.

[5] Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. - М., 2001.

[6] Горбылева З.М, Экономика туризма: учебно-практическое пособие. 2-е издание.-Минск: БГЭУ, 2001.- 154 с.

[7] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2006.- 320с.

[8] Менеджмент туризма:Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2006.- 272 с.

[9] Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства отели и рестораны.-М.: Экономика, 2007г.

[10] Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2003. - №3. - С. 34-36.

[11] Здоров А.Б. Экономика туризма: Учеб. [Текст] / А.Б.Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.

[12] Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие [Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

[13] Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: В 4-х т. Т. 4.: Система подготовки туристских кадров. - М., 2002.

[14] Экономика и организация туризма. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов [Текст] / под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева. - М.: КноРус, 2005. - 576 с.

[15] Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма. СПб., 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle