Библиографическое описание:

Климонтова Т. А. Механизм самоорганизации внутреннего мира одаренного человека // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 357-360.

Происходящее в науке изменение методологии связано, прежде всего, с усилившейся дистанцией между психологической наукой и практикой, в то время как в рамках последней работа осуществляется именно с человеком как психологической системой.

Особенно остро сложившиеся противоречие ощущается в области психологии одаренности, в которой хотя и существуют попытки построения психологического портрета одаренного человека, между тем одаренность рассматривается как некая оторванная от целостного человека реальность. Вместе с тем, реальных достижений продолжают ожидать не от смоделированной одаренности, а от конкретного человека.

Психология одаренности призвана, прежде всего, способствовать реализации имеющегося  интеллектуального потенциала одаренного человека.  И хотя современное общество осознало, что одаренные люди являются резервом человеческой цивилизации, очевидно - не все интеллектуально одаренные индивиды реализуют себя. В таких случаях говорят о скрытой одаренности и обращаются к раскрытию мотивационных, средовых и иных факторов, фрустрирующих одаренность, однако проблема была бы решена с большим успехом при целостном взгляде на одаренного человека и обращении к состоянию его внутреннего мира как психологической системы.

Мы считаем, что установление особенностей внутреннего мира одаренного человека не может быть сведено только к констатации различий в отдельных структурных компонентах или составляющих внутреннего мира. Для этого, необходимо рассмотреть внутренний мир как открытую и самоорганизующуюся психологическую систему.  С позиции системного подхода речь должна идти о специфике внутреннего мира одаренного человека  как системы, и поиске  свойств, определяющих специфику функционирования этой системы. При этом отдельные психологические образования должны быть рассмотрены через анализ их участия в мире внутренней жизни  одаренного человека.

 Рассмотрение внутреннего мира интеллектуально одаренного человека ставит вопрос об определении психологических процессов, свойств и состояний, обеспечивающих системе открытость и самоорганизацию.  Очевидна необходимость прояснения тех психологических реальностей, работа которых обеспечивает психологическую систему разным уровням открытости и особенностями самоорганизации. В противном случае понятия «самоорганизация» и «открытость» повисают в пространстве психологического знания как, несомненно, перспективные, однако мифологизированные, и имеющие судьбу использования только на уровне интерпретаций и описательных категорий.

Самоорганизация в самом общем смысле, понимается как совокупность процессов, порождаемых вхождением в целое и выражающееся в тенденции к совмещению компонентов целостности. Таким образом, самоорганизующиеся системы это такие системы, которые способны производить новообразования и опираться на них в последующем развитии.

Описывая законы функционирования внутреннего мира, В.Д. Шадриков [5] определяет внутренний мир как самоорганизующуюся, неустойчивую  систему.  Исходя из вышеизложенных позиций  мы посчитали возможным выделить устойчивость - неустойчивость внутреннего мира как системы, в определенный дискретный момент времени. Для обозначения данных динамических характеристик внутреннего мира мы используем понятие «психологический гетеростаз» и «психологический гомеостаз». Под «психологическим гетеростазом» понимается такое состояние системы внутреннего мира, при котором происходит изменение содержания различных элементов системы, а также связей между ними, элементы системы находятся в противоречии, что угрожает целостности. Данное состояние внутреннего мира характеризуется как неустойчивое. «Психологический гомеостаз» представляет собой такое устойчивое состояние системы внутреннего мира, при котором содержание различных элементов системы и связи между ними остаются константными, содержание отдельных элементов не противоречат друг другу, система относительно стабильна.

«Психологический гетеростаз» проявляется в наличии противоречий между когнитивными, аффективными и поведенческими составляющими любых элементов внутреннего мира и его подсистем, самовосприятии субъектом противоречий в системе внутреннего мира, самовосприятии «внутренней» дисгармонии. «Психологический гомеостаз»  проявляется в отсутствии выраженных противоречий между когнитивными, аффективными и поведенческими составляющими элементов внутреннего мира, самовосприятием субъектом внутренней гармоничности, оптимальных межкомпонентных соотношениях.

Мы полагаем, что возможна дифференциация людей по степени их склонности к гомеостатическому или гетеростатическому бытию и такой же более гетеростатичной или гомеостатичной организации внутренних миров. Таким образом, частота нахождения системы внутреннего мира в состоянии психологического гетеростаза характеризует гетеростатичность - гомеостатичность организации внутреннего мира человека.

Нами была разработана анкета, которая содержит в себе 15 утверждений, описывающих наличие противоречий на уровне чувств, мыслей и поведения человека, а самовосприятие субъектом дисгармонии собственного внутреннего мира. К каждому утверждению прилагается три варианта ответа: «часто», «иногда», «редко». Испытуемому предлагается выбрать для каждого утверждения только один из вариантов ответа, наиболее точно характеризующий его внутренний мир по данному утверждению.

О наличии гетеростатичности внутреннего мира может свидетельствовать доминирование варианта ответа «часто», отмеченного испытуемым в большинстве утверждений; о наличии состояния гомеостатичности внутреннего мира – доминирование варианта ответа «редко». Анкета позволяет выявить испытуемых с доминированием  гомеостатичности, отсутствием явного доминирования гомеостатичности или гетеростатичности, а также доминированием гетеростатичности внутреннего мира.

Образование психологического гетеростаза в системе внутреннего мира возникает в виде внезапного функционального ответа системы на изменение внешних условий. Мы полагаем, что важнейшая функция психологического гетеростаза состоит в том, что она обусловливают процесс возникновения новообразований в системе внутреннего мира человека, что объясняется механизмом, который И. Пригожин [3] называет «возникновение порядка через флуктуацию».

Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что внутренний мир интеллектуально одаренного человека как психологическую систему отличает высокий уровень открытости [1]. Увеличение уровня открытости системы, обеспечивает ее большими информационными потоками, следовательно выше вероятность того, что система утратит устойчивость и перейдет в неравновесное состояние гетеростаза. Выход из состояния гетеростаза как энергетически затратного и переход к минимально затратному для системы внутреннего мира состоянию гомеостаза осуществляется через упорядочивание ценностей и продуцирование смыслов как факторов порядка системы [2].

Исходя из вышеизложенного мы предприняли попытку рассмотреть жизненные ценности у лиц с гетеростатичным и гомеостатичным внутренним миром. Сравнительный анализ жизненных ценностей выделенных групп представлен в таблице 1.

Таблица 1

Особенности жизненных ценностей у испытуемых с гетеростатичным и гомеостатичным  внутренним миром

Лица с гетеростатичным внутренним миром

Лица с гомеостатичным  внутренним миром

1. Противоречивая направленность личности

1. Прагматическая направленность личности.

2. Креативность

 

2. Нетерпимость к взглядам и мнениям других

3. Стремление к духовному удовлетворению в сфере общественной активности

 

3. Стремление создавать вокруг себя атмосферу внешней стабильности и благополучия практически во всех жизненных сферах.

4. Стремление к проявлению твёрдой воли и уверенности в себе.

4. Стремление к достижениям и повышению своего уровня образования

5. Нуждаются в близких доверительных отношениях

5. Потребность духовного удовлетворения в образовательной и профессиональной сферах

6. Потребность полноты и эмоциональной насыщенности жизни.

6. Значимость оценки  личных особенностей в семейном кругу, ценность физической активности и здорового образа жизни.

7. При достижении целей руководствуются воспитанностью и образованностью, однако, вместе с тем, отличаются сниженной дисциплинированностью.

7. При достижении целей опираются на хорошие манеры и широту знаний, при этом аккуратны, ответственны и честны.

 

Из таблицы  видно, что характерными особенностями лиц с гетеростатичным внутренним миром являются противоречивая направленность и креативность  личности, стремление к духовному удовлетворению в сфере общественной активности, а также к проявлению твёрдой воли и уверенности в себе. Эти испытуемые нуждаются в близких доверительных отношениях, испытывают потребность полноты и эмоциональной насыщенности жизни, а при достижении целей руководствуются воспитанностью и образованностью, однако, при этом отличаются сниженной дисциплинированностью. Полученные данные согласуются с представлениями о внутреннем мире  В.Н. Шадрикова [5], который отмечает, что неустойчивость системы внутреннего мира не только имеет следствием непредсказуемость поведения человека, но и объясняет такое явление, как творчество и новации. Именно отсутствие жесткой детерминации порождает новые состояния и мысли.

Испытуемые с гомеостатичным внутренним миром  характеризуются прагматической направленностью, проявляют нетерпимость к взглядам и мнениям других, стремятся создавать вокруг себя атмосферу внешней стабильности и благополучия, испытывают потребность духовного удовлетворения в образовательной и профессиональной сферах, для них значима оценка  личных особенностей в семейном кругу, ценность физической активности и здорового образа жизни. Проведенное пилотажное исследование показало, что предложенное нами понятие «психологический гетеростаз» и стоящая за ним психологическая реальность имеет внешнюю валидность, при  этом гетеростатичность как неустойчивое состояние системы внутреннего мира сопряжено с ценностями творчества и духовными ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема этапов самоорганизации внутреннего мира

Примечание:       -    равновесное психическое состояние,        - новообразование не интегрированное во внутренний мир,              - психический гетеростаз,              - новообразование интегрированное во внутренний мир.

 

На рисунке 1 показана этапность процесса самоорганизации внутреннего мира.  На первом этапе информация, проникающая во внутренний мир, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, приводит к изменению равновесного психического состояния на неравновесное или усиления (актуализацию) имеющегося неравновесного состояния. Энергия психического состояния может быть диссипировать посредством поступков, действий, высказываний и различных поведенческих проявлений или приводить к новообразованию [4]. На первом этапе система внутреннего мира устойчива и находится в психологическом гомеостазе. На втором этапе новообразование должно быть интегрировано, принято в систему внутреннего мира и с нашей точки зрения, прежде всего на уровне бессознательных структур. Если это происходит, то новообразование интегрируется, но его содержание минимально осознается, следовательно, имеет не высший, ментальный уровень. В случае, если новообразование не интегрировано на бессознательном уровне, то  оно переходит на уровень осознания, что является причиной нарушения гетеростаза внутреннего мира. На третьем этапе, перейдя к гетеростазу система внутреннего мира начинает интенсивную работу, направленную на минимизацию энергетических затрат за счет принятия или пересмотра системы имеющихся  ценностных ореинтаций и порождение смысловых образований, что позволяет вернуться к психологическому гомеостазу. Принятие человеком общечеловеческих ценностей и смысловые образования высокого экзистенциального уровня позволяют системе внутреннего мира человека с минимальными затратами вернуться в  состояние гомеостаза.

 С увеличением плотности информационного потока, возрастает вероятности перехода системы внутреннего мира  от гомеостаза  к гетеростазу. Тем интенсивнее происходит порождение новообразований и обогащение внутреннего мира человека. Интеллектуальная  одаренность обеспечивает большую открытость внутреннего мира к поступающей информации. Открытость приводит к гетеростатичности внутреннего мира, а переход от гетеростаза к гомеостазу происходит через продуцирование  новообразований высшего ценностно-смыслового порядка.  Смыслы существования обобщены и простроены с позиций уровневой организации: их динамика осуществляется переходом от  эгоцентрического уровня к  группоцентрическому, просоциальному  и, наконец, духовному.

Интеллектуально одаренные люди быстрее проходят в процессе своего онтогенетического развития путь, который прошло человечество в познании мира, они быстрее и с меньшими «отклонениями в пути» осуществляют восхождение по духовной вертикали развития.

Литература

1.Климонтова Т.А. Открытость внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Вестник Бурятского университета. Психология.– Улан-Удэ, № 5, 2009. – С.94-99.

2.Клочко Е.В. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. –Томск: Изд-во Томского университета, 2005. – 189с.

3.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. –М.:Прогресс, 1966. – 432с.

4.Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 152с.

5.Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 392с.

 



[1] выполнено при поддержке гранта РГНФ №08-06-00343а

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle