Библиографическое описание:

Лукьянова Е. С. Особенности внедрения модели интегрированных финансовых услуг в кредитных организациях // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 166-168.

Современные кредитные организации в последние годы испытывают усиление конкуренции на рынке финансовых услуг и снижение уровня доходности традиционных банковских операций. На современном рынке финансовых услуг появились и успешно работают различные финансовые институты: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые брокеры, управляющие компании, Forex-клубы, хеджевые фонды, консалтинговые фирмы и другие. Это вынуждает коммерческие банки искать новые способы получения дохода.  В своем стремлении нарастить клиентскую базу и увеличить количество продаж продуктов современные банки неизбежно сталкиваются с необходимостью универсализации, расширения перечня предлагаемых услуг. На современном этапе развития мирового банковского дела банк перестает восприниматься как исключительно кредитно-депозитный институт. Современный банк становится универсальным финансовым образованием за счет интеграции с деловыми партнерами (страховыми и управляющими компаниями, инвестиционными фондами) и  расширения спектра предоставляемых услуг. Универсальные банки, несмотря на множество других игроков, определяют экономическую политику на рынке финансовых услуг: они имеют возможность использовать самые разнообразные средства, методы и ресурсы для дальнейшего укрепления своих позиций.

В настоящее время четко обозначилось три направления интеграции банковского бизнеса, которые позволяют перейти к универсализации коммерческого банка:

  1. интегрирование финансовых услуг в рамках универсальной финансовой структуры;
  2. интенсификация банковского бизнеса посредством управления взаимоотношениями с клиентами;
  3. слияния/поглощения финансовых институтов. [1, с.23]

В рамках настоящей статьи мы будем более подробно рассматривать первое направление. В зарубежной практике в течение многих лет с успехом применяется так называемая модель интегрированных финансовых услуг (bankassurance). В рамках данной модели предполагается системный подход в ведении банковского бизнеса. В его основе лежит общая инфраструктура объединяющихся компаний, которая позволяет осуществить продажи и обработку широкого спектра  финансовых услуг – банковских, страховых и инвестиционных. Банк, использующий модель интегрированных финансовых услуг, становится своего рода финансовым супермаркетом.

На практике коммерческие банки применяют разнообразные бизнес-модели интегрирования. Различия могут состоять в юридической структуре предприятия (альянс, соглашение о продажах, слияние компаний) и способе предложения продуктов и услуг (отношения между компаниями, участвующими в предприятии, могут носить как эксклюзивный характер, так и характеризоваться полной свободой в развитии отношений с другими игроками на рынке).  Кроме того, спектр предлагаемых продуктов может быть ограниченным (для узких сегментов рынка) или комплексным (предложение банковских, страховых и инвестиционных продуктов). [1, с.26-27]

В российской банковской практике объединения различных финансовых посредников стали образовываться относительно недавно. Коммерческие банки используют три основные модели работы с партнерами:

Ø  закрытая финансовая архитектура

Ø  управляемая финансовая архитектура

Ø  открытая финансовая  архитектура

При организации работы банка по принципу закрытой финансовой архитектуры коммерческие банки предлагают исключительно собственные продукты. Такой подход зачастую приводит к потере клиентов ввиду того, что далеко не каждый банк может удовлетворить все потребности своих клиентов.

В основном отечественные игроки в качестве переходной модели используют второй подход.  В рамках управляемой финансовой архитектуры (или «управляемой среды») предлагаются в первую очередь продукты и услуги своего банка, даже если они не являются самыми оптимальными для клиента. Продукты третьих сторон предлагаются лишь во вторую очередь, либо в качестве дополнения.  

Продукты партнеров в данной модели предназначены для того, чтобы закрыть «пробелы» в собственном портфеле банка. Такой сценарий предусматривает активное развитие кредитными организациями собственных навыков управления взаимоотношениями, так как коммерческий банк продает финансовую экспертизу рынка, предлагает полноценное финансовое консультирование. [4]

Стратегия организации бизнеса, при которой банк продает продукты сторонних компаний, является так называемой открытой финансовой архитектурой. Некоторые крупные иностранные банки, работающие на принципах открытой архитектуры, могут предложить своим клиентам более 2 тысяч продуктов и услуг. При этом выбор состоит из лучших на рынке продуктов, в том числе продуктов прямых конкурентов.

Разумеется, идти по пути интегрирования могут не только коммерческие банки, но и другие игроки финансового рынка. Однако эксперты финансового рынка оценивают эффективность продаж продуктов через кредитные организации гораздо выше, чем через других финансовых посредников. У банков больше возможностей работать по принципу открытой либо управляемой архитектуры, так как банки, не имеющие в своей структуре подразделения, специализирующегося на инвестициях и/или доверительном управлении, могут выбрать из огромного числа компаний, предоставляющих подобные услуги. [2]  

Кредитная организация, работающая по принципам открытой или управляемой архитектуры, получает следующие положительные эффекты:

1.             увеличение объема реализации традиционных банковских услуг (так, например, для оплаты паев необходимо открыть банковский счет и сделать перевод, а с целью диверсификации рисков, часть средств может быть вложена в банковский депозит);

2.             комиссионное вознаграждение за выполнение функций агента управляющей компании (объем комиссий в последние годы только увеличивался в связи с ростом популярности ПИФов среди населения);

3.             возможность осуществления перекрестных продаж других продуктов банка или продуктов партнеров.

От интеграции могут выиграть все участники процесса: кредитная организация и управляющая компания могут обмениваться клиентскими базами; ввиду увеличения масштабов деятельности снижаются затраты, в том числе на рекламу и продвижение продуктов; также происходит повышение качества обслуживания клиентов. У клиентов банка появляется возможность получения консультации и покупки широкого спектра финансовых продуктов.  Также очевидны и выгоды  партнера банка – это рост объемов реализации своих продуктов через развитые филиальные сети, доступ к новой лояльной клиентской базе, экономия общих расходов и как следствие увеличение прибыли.

Тем не менее, российские коммерческие банки сталкиваются и с определенными препятствиями на пути универсализации:

ü   финансовая грамотность в России находится на довольно низком уровне, как следствие - клиентский спрос на предоставление комплексных финансовых услуг невысок.

ü   рентабельность вкладов и вклады как таковые для банка гораздо важнее, чем предоставление инвестиционных услуг. Дело в том, что от привлечения депозитов банк гарантированно получает три процента дохода (при этом увеличиваются размер активов, темпы роста и кредитный бизнес). Кроме того, при реализации инвестиционных услуг получение дохода не гарантировано.

ü   сегодня сложилась особая экономическая ситуация, в которой частный инвестор предпочитает депозиты рискованным формам вложения средств;

ü   с течением времени банки в силу объективных причин приходят к одному уровню и по качеству технологий, и по ассортименту предлагаемых продуктов, что существенно осложняет процесс конкурентной борьбы;

ü   банки сталкиваются с проблемой автоматизации операций при внедрении новых продуктов и услуг, поскольку соотношение прибыльности операции и затраченного на нее времени, а также простота документооборота – важные параметры.

ü   существуют бизнес-различия между банками, страховыми и инвестиционными компаниями, ввиду того, что участники финансового рынка подчиняются различным регулирующим органам. Как следствие разночтений в правовом поле интегрированные финансовые структуры сталкиваются с проблемами функционирования.

В России в числе услуг доверительного управления для розничных клиентов наибольшее распространение получили паевые инвестиционные фонды (под управлением специализированных управляющих компаний). Существуют также и общие фонды банковского управления (ОФБУ)  - аналог паевых фондов под управлением банков, но их доля на рынке существенно ниже. Закономерно, в российской банковской практике наибольшее развитие получила интеграция коммерческих банков и управляющих компаний, с целью продвижения продаж паевых инвестиционных фондов (ПИФов).

На Западе продажа паев паевых фондов через банк - уже устоявшаяся практика, в России же такой продукт, как ПИФ, появился в продуктовой линейке коммерческого банка относительно недавно. Сейчас средства в ПИФы вкладывают пока около 1% населения, тем не менее, это — наиболее обеспеченная и активная часть банковской клиентуры. В подавляющем большинстве российские банки, эффективно действующие в зоне продажи паев ПИФов, предлагают продукты лишь своих управляющих компаний. К ним, в частности, относятся Банк Москвы, Альфа-банк, Райффайзенбанк. Основной объем продаж приходится на учреждения с развитой сетью отделений и филиалов, причем по фондам тех управляющих компаний, которые входят с банком в одну группу. В основном это касается ведущих управляющих компаний, работающих с банками из TOP -20. [3]

Модель интегрированных финансовых услуг появилась скорее вследствие конкурентной борьбы, чем спроса со стороны потенциальных клиентов, и на пути универсализации кредитные организации сталкиваются с определенными сложностями. Тем не менее, концепция интегрированных финансовых услуг доказала свою жизнеспособность и постепенно внедряется в работу коммерческих банков. Современный банк, используя различные методы и ресурсы, может предложить своему клиенту разнообразные варианты вложения средств, распространяя тем самым своё влияние на весь рынок финансовых услуг.

Список литературы:

1.      Дрогобыцкий А.И. Интеграция финансовых услуг / А.И. Дрогобыцкий.-М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 157, [3] с.

2.      Скогорева А. Доверительное управление в России: банки и УК в поисках общего языка. //"Банковское обозрение", №8 (110), август 2008 г. // http://bo.bdc.ru/2008/8/uprav.htm

3.      Фрумкин  К. Как построить магазин. Почему в России нет финансовых супермаркетов.// Компания. Деловой еженедельник № 11 (504) от 24.03.2008 // http://www.ko.ru/document.php?id=18457

4.      Хербек Т. Управление активами — «окно возможностей» для российских банков?// "Банковское обозрение", №2 (104), февраль 2008 г. // http://bo.bdc.ru/2008/2/activi.htm

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle