Библиографическое описание:

Морозов Н. Г. Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности предприятий // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 116-119.

В современных условиях хозяйствования пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:

  • пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы) опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия;
  • сами предприятия (точнее их управляющий персонал) и бухгалтеры;
  • пользователи внутренние, т.е. непосредственно заинтересованные в деятель­ности предприятия.

В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа:

·         внутренний

·         внешний.

Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами) и его результаты используются для планирова­ния, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель - устано­вить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функцио­нирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение бан­кротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия важны для внутренних пользователей в качестве исходной инфор­мации для принятия различного рода экономических решений.

Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например, такими, как анализ эффективности авансирования ка­питала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внут­реннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа фи­нансового состояния за счет привлечения данных управленческого производ­ственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаи­мосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в сис­теме маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Внутренний анализ финансового состояния является реальным средст­вом коммуникации, благодаря которому:

·         руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегическо­го курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресур­сов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;

·         внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непредна­меренных ошибок в отчетности предприятия;

·         аналитики определяют направления финансового анализа.

Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонни­ми лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщи­ками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель - установить возможность выгод­ного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяют­ся, прежде всего, различиями между пользователями информации о деятель­ности предприятия:

·         множественность субъектов анализа - пользователей информации о дея­тельности предприятия;

·         разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

·         наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

·         ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предпри­ятия;

  • ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

·         максимальная открытость результатов анализа для пользователей инфор­мации о деятельности предприятия.

Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, в соответствии с заключенными договорами должны защищать интересы внутренних пользователей информации:

  • аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
  • консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения ка­питалов в конкретное предприятие;
  • биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
  • законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внут­реннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рацио­нального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики и ведения статистического наблюдения;
  • юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;
  • пресса и информационные агентства используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
  • торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
  • профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определе­ния своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие.

Всех пользователей отчетности можно разделить па несколько парт­нерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового состояния (табл. 1).

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого в прямой зависимости находится их благополучие. В группу инвесторов входят как не посредственно вкладчики средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия, так и его собственники, руководи­тели и персонал, т.е. все лица, интересующиеся величиной полученной при­были. Поставщики и клиенты - это типы пользователей, связанные с пред­приятием договорными отношениями с различных сторон. Кредиторы - хотя и имеют некоторое сходство с инвесторами (т.е, являются вкладчиками де­нежных средств), но их, в отличие от инвесторов, интересует только ста­бильность выплаченных по кредиту процентов, или способность предпри­ятия расплатиться со своими обязательствами.

 

Таблица 1.

 Определение объекта анализа финансовой деятельности в соответствии с интересами всех категорий пользователей.

 

Пользователи

Вклад в деятельность предприятия

Преимущества

Объект финансового анализа

Собственники

Собственный капитал

Дивиденды

Финансовые результаты и финансовая устойчивость

Инвесторы

Заемный капитал

Проценты на вложенный капитал

Кредитоспособность

Руководители

Профессионализм и умение руководить

Оплата труда и участие в прибыли

Все стороны деятельности предприятия

Персонал

Приведение в действие средств и предметов труда

Заработная плата,  социальный пакет

Финансовые результаты

Поставщики

Обеспечение непрерывности и эффективности производственного процесс

Договорная цена

Платежеспособность

Покупатели

Реализация продукции

Договорная цена

Финансовые результаты

Налоговые органы

Услуги общества

Своевременная и полная уплата налогов

Финансовые результаты

 

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемо­го партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

  • анализ абсолютных показателей прибыли;
  • анализ относительных показателей рентабельности;
  • анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидно­сти баланса, платежеспособности предприятия;
  • анализ эффективности использования заемного капитала;
  • экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

От итогов анализа этих характеристик зависит качество принимаемых пользователями решений: о вложении средств; поставки или приобретения продукции (работ, услуг), устанавливающих финансово-хозяйственные связи между предприятием и его партнерами.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle