Библиографическое описание:

Григорьева Н. В. Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 235-246.

Определяя круг педагогических условий для формирования гражданской позиции студентов, мы опирались на принципы гуманистической педагогики, на теорию и практику воспитывающего обучения, на идеи саморазвития, как важного методологического основания исследования (Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) Поэтому, в числе условий реализация диалогического подхода к организации аудиторной  деятельности студентов нами выделяются такие, как ценностно-нравственное содержание изучаемого материала; диалоговый характер образования, способствующий личности понять себя, осмыслить ценности и приоритеты; активизация субъектной позиции студента.

Педагогическое общение, диалогическое взаимодействие, диалогический подход в высшем образовании, являясь важной характеристикой, ориентированной на воспитание патриотизма в вузе, способны обеспечить полноценное развитие личности студента. В данной работе диалог рассматривается как стиль общения, который создает условия для самоактуализации личности. В связи с этим цель данной  статьи заключается в определении и обосновании педагогических путей и условий оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в процессе воспитания патриотизма.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

1. Определить и обосновать педагогические условия оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в процессе воспитания патриотизма у студентов технического вуза.

2. Рассмотреть место диалога в организации аудиторной деятельности студентов.

3. Выявить влияние характерных особенностей диалогического взаимодействия на процесс воспитания патриотизма у студентов.

За методологическую основу  нами были взяты научно-педагогические исследования диалога в учебно-воспитательном процессе и концептуальные подходы к функции общения.

В исследовании принимали участие 100 преподавателей  Кузбасского государственного технического университета (далее – вуз): со стажем работы более 10 лет.

Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что большинство преподавателей вузов в процессе патриотического воспитания студентов не достаточно используют активные методы, в частности - диалоговый подход.

                                                                  Кроме того, было выявлено, что почти никто из преподавателей не осуществляет целенаправленной работы по использованию в патриотическом воспитании межпредметных связей. Большинство анкетируемых имеет слабое представление о возможности использования активных методов в совершенствовании гражданско-патриотической культуры студентов.

По нашему мнению, данная ситуация объясняется тем, что в педагогике пока не разработаны научно-практические основы процесса формирования патриотического воспитания на основе использования активных методов обучения.

Результаты проведенного эксперимента подвели нас к определению функции диалогового подхода. Диалоговый подход при умелом применении в процессе патриотического воспитания студентов позволяет решить следующие задачи:

- подчинение процесса обучения управляющему воздействию преподавателя;

- обеспечение активного участия в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

- установление непрерывного контроля за процессом усвоения учебного материала;

- формирование патриотического сознания, патриотических чувств и поведения человека;

- усвоение нравственных понятий в целях патриотического воспитания;

- обогащение содержания патриотического воспитания;

- развитие форм и методов патриотического  воспитания;

- развитие уровня познавательной самостоятельности студентов;

- приобретение необходимых знаний, умений, навыков студентами для их профессиональной деятельности;

- реализация индивидуального подхода в аудиторной деятельности студентов;

- активизация учебно-познавательной деятельности студентов;

- систематизация и обобщение знаний;

- развитие творческих способностей;

- осуществление межпредметных связей;

- самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Преподаватель сам выбирает активные методы, которые помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, выделять главное в учебном материале, развивают речь и многое другое.

С учетом выявленных выше проблем реализации диалогического подхода в процессе патриотического воспитания студентов вуза нами предлагаются педагогические пути и условия оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов.

Одним из условий оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов, на наш взгляд, является использование имитационных и неимитационных методов активного обучения.

Имитационные методы активного обучения содержат формы проведения занятий, когда учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Неимитационные методы включают все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся такие, как проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Эффективность использования методов активного обучения в процессе патриотического воспитания студентов зависит от определенных условий организации процесса обучения и при выполнении определенных дидактических функций. Учитывая это, нами была выделена группа среди многообразия имитационных и неимитационных методов активного обучения, способствующая эффективности процесса патриотического воспитания студентов (табл. 1).

Таблица 1.

            Группа имитационных и неимитационных методов активного обучения

 

Активные методы обучения

неимитационные

имитационные

 

игровые

неигровые

Проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция вдвоём, лекция-пресс-конференция; диалог с аудиторией; эвристическая беседа;

поисковая лабораторная работа; учебная дискуссия; составление различных проектов, моделей, макетов; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии.

Деловая игра;

педагогические ситуации; круглый стол;

педагогические задачи; ситуация–нсценирование различной деятельности.

Коллективная мыслительная деятельность;

ТРИЗ работа.

 

Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения исходя из их назначения в учебном процессе.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап - первичное овладение знаниями. Это может быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап - контроль знаний (закрепление). Здесь могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап - формирование патриотической сознательности студентов. На этом этапе возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Активные методы обучения способны решать задачи, направленные не только на усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и на развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование патриотического сознания.

Следующим условием оптимизации педагогического процесса формирования патриотического воспитания является технология организации обучения с использованием активных методов.

Рассмотрим технологию проведений некоторых неимитационных методов - лекций, семинаров, дискуссий, коллективной мыслительной деятельности.

«Проблемная лекция»

Проблемная лекция начинается с постановки вопросов, проблем, которые в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для решения непроблемного существует правило, которое нужно знать.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1) усвоение студентами теоретических знаний;

2) развитие теоретического мышления;

3) формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета, профессиональной мотивации будущего специалиста, совершенствование патриотического сознания.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты приобретают новые знания и постигают теоретические особенности своей профессии.

На проблемной лекции в совместной деятельности преподавателя и студентов развивается гражданско-патриотическое сознание студентов. В процессе поисковой, исследовательской деятельности студенты самостоятельно приобретают новые знания, усваивают полученную информацию. Это позволяет подвести студентов к самостоятельному «открытию».

В течение лекции мышление студентов с помощью создания преподавателем проблемной ситуации проходит путь от ее создания (этой самой проблемной ситуации) до того момента, когда они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание.

Процесс мыслительного взаимодействия студента с новыми знаниями, будет развивать его познавательную деятельность, способствовать усвоению нового, неизвестного еще для студента знания, содержащегося в учебной проблеме. Лекция строится таким образом, чтобы в сознании студента обусловить появление вопроса.

Учебная проблема должна быть доступным, учитывать познавательные возможности, быть значимым для усвоения нового материала и развития патриотического сознания студентов.

В процессе дискуссии, совместного размышления преподавателя и студентов проблемное обучение приобретает диалогический характер. Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной.

Таким образом, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1) реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции;

2) реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами.

В ходе диалогического общения развивается мышления студентов, так как мышление по своей сути диалогично.

Для диалогического общения преподавателя со студентами необходимы следующие условия:

- преподаватель входит в контакт со студентами как собеседник;

- преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

- новое знание выглядит истинным в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

- материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

- общение со студентами строится так, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

- преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции.

Для развития самостоятельного мышления студентов рекомендуем лекции проблемного характера дополнять семинарскими занятиями, организуемыми в виде дискуссии, в форме диалогического общения, имитационных игр и т.д.

В диалогическом общении преподавателя со студентами вопросы должны содержать следующие функции:

- в вопросе должен отражаться результат предшествующего мыслительного анализа, условия решения задачи; должно отделяться понятное от непонятного, известное - от неизвестного;

- вопрос должен указывать на искомую задачу и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, на неизвестный пока студентам способ анализа условий решения задачи и т.п.);

- вопрос ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

- он является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

В качестве примера приведем технологию проведения «Проблемной лекции» по теме: "Кузбасс в конце XIX-начале ХХ вв"

Лекция начинается с постановки проблемы, которая звучит так:

«В конце лекции мы с вами вместе должны будем постараться решить проблемные вопросы (на доске), поэтому, в ходе рассмотрения материала, вы должны сформировать свое мнение по изучаемым проблемам, постараться подобрать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения».

Проблемные вопросы:

·    Сравните развитие России и Кузбасса в конце XIX-начале ХХ в. Выделите особенности его экономического, социального и культурного развития.

·    Часть историков считает, что в конце XIX-начале XX в Сибирь по отношению к Европейской России являлась полуколонией и сырьевым придатком. Подберите факты, которые подтверждают или опровергают эту мысль.

Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства – метрополии, лишенная экономической и политической самостоятельности и управляемая на основе специального режима.

(Это определение дано на карточке на доске).

II. Объяснение нового материала.

Новый материал представляется в виде проблемы, познавательной задачи, содержащей вопросы, которые конкретизируют противоречия преподносимой информации:

 «Сегодня мы с вами вернемся на 100 лет назад, окунемся в Кузбасс конца XIX-начала ХХ в, сравним, что представлял Кузбасс столетней давности с современным его состоянием, посмотрим, какие проблемы стояли тогда перед нашим регионом, и подумаем, все ли эти проблемы решены сегодня».

Построенная таким образом проблемная лекция обеспечивает творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, способствует формированию и развитию нравственно-патриотического сознания студентов.

«Лекция-визуализация»

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности. Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений; показывает его связь с творческими процессами принятия решений; подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Например, преподаватель дает студентам задание преобразовать определенные этно-исторические сведения и факты в визуальную форму, используя схемы, рисунки, чертежи, макеты или через компьютерную графику создать таблицу, диаграмму, подготовить презентацию и представить в виде компьютерного, мультимедийного проекта.

Использование компьютерной графики - это одна из возможностей преобразовать учебную деятельность в проблемно-визуальную. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

Мультимедийные проекты и презентации, создаваемые в рамках патриотической работы, такие как: «Природные богатства Кузбасса» «История Прокопьевска», «Экологические проблемы края», «Красота моего края» активизируют поисковую деятельность студентов, развивают творческую активность, формируют гражданско-патриотические качества.

«Диалог с аудиторией».

«Диалог с аудиторией» позволяет вовлечь студентов в активную учебную деятельность. В ходе диалогического общения преподаватель привлекает внимание студентов к наиболее важным вопросам патриотического воспитания.

Технология участия студентов в лекции-беседе строится по-разному, так, например, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по правовым вопросам ставятся вопросы информационного и проблемного характера. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний по правовым вопросам, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами.

Во время проведения лекции преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. в этом случае они будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.

«Лекция-дискуссия».

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

В отличие от диалога с аудиторией здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Например, при изучении истории Кузбасса основной целью является формирование интереса к истории Родного края.

В начале занятия преподаватель представляет вниманию студентов некоторые исторические сведения о Сибири.

 - Сибирь, являясь неотделимой частью Российской империи на протяжении многих веков, играла важную роль в ее истории. Еще М.В. Ломоносов в XVIII веке сказал: "Российское могущество произрастать будет Сибирью". И он был в этом абсолютно прав. По новейшим оценкам, Сибирь хранит 85% разведанных в России запасов газа, 65 % нефти, 75 % угля. По запасам древесины Восточная и Западная Сибирь занимают 1 и 3 место в России. Сибирь обеспечивает 25% производства золота. Она дает более 50 % валютной выручки России за счет экспорта. История Сибири – одна из интереснейших страниц в истории России. История нашей с вами Родины - Кузбасса - особенно важна для нас с вами, ведь изучая ее, мы можем прикоснуться к жизни наших с вами прямых предков, которые осваивали и строили все то, что окружает нас сегодня.

Затем преподаватель обозначает круг вопросов для обсуждения:

 - Изучать историю Кузбасса в указанный период мы с вами будем с помощью работы в группах. Каждая группа получит карточку-задание с набором материалов и документов, которые позволят ей разобраться в одном из пунктов плана (на доске). Каждая группа заполняет один из пунктов опорного конспекта (лучше всего раздать план опорного конспекта каждому студенту, чтобы им осталось только заполнить его и вклеить в тетрадь).

После работы в группах, представители ваших групп расскажут нам о том, что нового они узнали.

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Аудитория разбивается на несколько групп, каждая получает карточку-задание.

Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем следуют выступления представителей групп.  Во время выступления представителей групп остальные студенты делают пометки, записывают основные моменты в опорный конспект. (Целесообразно на доске разместить и статистические таблицы, по которым будет работать другая группа).

Перед тем, как приступить к обсуждению преподаватель подводит итоги.

Выслушиваются мнения студентов по предложенным вопросам. Организуется мини-дискуссия.

Предполагаемые результаты обсуждения:

1. В экономическом развитии Сибирь в начале ХХ века отставала от Центральной России. Особую роль в развитии экономики Сибири сыграла Транссибирская железная дорога.

2. Общие черты в развитии промышленности России и Сибири таковы: в Сибири, как и в России, шел процесс промышленного переворота, существовал крупный монополистический капитализм, важную роль играли иностранные капиталы, которые вкладывались в развитие сибирской промышленности.

3. Отличие Сибири заключается в следующем: сибирская промышленность формировалась под влияние российской. Главными отраслями были горно- и золотодобывающая. Слабо развита металлургическая промышленность. Сибирь зависела от поставок техники из Европейской России. Развитие шло медленнее.

4. Из Сибири в Россию вывозилось, в основном, сырье, продукция сельского хозяйства, что обусловило, с одной стороны, - рост влияния сельского хозяйства, с другой, - отставание Сибири от Центральной России.

5. Социальные проблемы Сибири:

- острый рабочий вопрос;

- противоречия между крестьянами-старожилами и переселенцами.

6. В период революции 1905-1907 гг в Кузбассе шла такая же ожесточенная борьба, как и в других регионах России.

7. Являлась ли Сибирь полуколонией России, существует несколько точек зрения. Первая – Сибирь была полностью равноправна в правах с остальной Россией. Вторая – Сибирь полуколония и сырьевой придаток России. Наверное, истина находится где-то посередине. Сохранившееся в начале ХХ в. отставание Сибири по ряду экономических, политических и культурных показателей позволяет говорить о том, что в положении этого региона были черты "полуколонии" в экономическом смысле.

Студенты в процессе дискуссии, столкновения коллизий самостоятельно обсуждают конкретные ситуации, анализируют и делают выводы.

Выбор круга вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения составляются самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Метод «круглого стола».

Этот метод можно умело использовать при коллективном обсуждении проблем, изучаемых в процессе патриотического воспитания. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в жизненных условиях.

Данные занятия тесно связанны со всеми видами учебной работы, прежде всего, с лекционными и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

В процессе преподавания гуманитарных и естественных дисциплин в техническом ВУЗе на занятия «круглого стола» выносятся основные темы, усвоение которых определяет качество патриотического воспитания.

Особые возможности открываются в этом направлении перед преподавателями отечественной истории. Живые, яркие конкретные позитивные примеры из истории нашей Родины, деятельность лучших представителей российской науки, техники, искусства и пр. как ничто другое способствуют формированию чувства гражданственности, патриотизма, национальной гордости.

Не только содержание образовательного материала, но методы и формы обучения порой позволяют педагогу оказывать серьезное воздействие на формирование патриотических взглядов студентов. Например, коллективное обсуждение результатов, значения деятельности исторической личности и пр.

Например, подготовка и участие в «круглых столах», диспутах, дискуссиях, посвященных обсуждению наиболее актуальных проблем современного российского общества Кемеревского края, способствуют развитию у молодежи желания работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.

Такие темы, как «Права человека и гражданина», «Свобода личности», «Экологические проблемы края» обсуждаются коллективно, что обеспечивает активное участие каждого студента.

Необходимо, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет участникам чувствовать себя равноправными. Отсюда и название данного метода - «круглый стол».

Преподаватель также должен находиться в кругу со студентами. Такое расположение участников лицом друг к другу, приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний.

Особенностью вузовского семинара-дискуссии является обсуждение студентами уже решенных в науке проблем и как уже отмечалось выше, метод «круглого стола» включает в себя различные семинары и дискуссии.

На «круглый стол» могут быть приглашены различные специалисты. Для повышения активности студентов можно также предложить две разные точки зрения по одной проблеме.

Для иллюстрации мнений, положений и фактов возможно использование аудио- видеофрагментов, фотодокументы, материалы из газет и журналов, схемы, графики, диаграммы.

Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.

Во всех этих формах студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

Пресс-конференция. Студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая - научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопросы, включающие проблемы формирования гражданско-патриотической позиции студентов, «научные деятели» отвечают на них. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

«Морской бой». Группа также делится на две команды, студентам раздаются «боеприпасы» - фишки, на которых указаны вопросы. И «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая его задала.

«Ромашка». Делается цветок, на каждом лепестке которого содержится вопрос,  указан термин или  понятие, касающееся вопроса патриотического воспитания студентов. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.

Каждый преподаватель может самостоятельно разработать различные виды игровых форм контроля знаний студентов.

Деловая игра. Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. При подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер.

В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

1) учебная сфера. Учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.

2) исследовательская сфера. Используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.

3) оперативно-практическая сфера. Игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательно, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и исходной ситуации. Игру нужно построить в одной ситуации.

3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.

5) Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Также следует соблюсти следующие методические требования:

- игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной темы по патриотическому воспитанию, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

- должна иметь место максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям и соответствовать принципу природосообразности личности студента;

- при этом, должна быть создана атмосфера поиска и непринужденности;

- тщательно подготовлена учебно-методическая документация;

- четко сформулированы задачи, условия и правила игры;

- выявлены возможные варианты решения указанной проблемы;

- игра должна быть обеспечена необходимым оборудованием.

 

Развивающая эффективность достигается путем решения следующих задач: в процессе игры развивается логическое мышление; способность к поиску ответов на поставленные вопросы; речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру.

Педагогическая суть деловой игры заключается в активизации мышления студентов, подготовке их к профессиональной практической деятельности, формировании патриотического сознания студентов.

Целесообразно использовать игры, направленные на расширение знаний об историко-краеведческих особенностях края.

Историко-краеведческие особенности края подразумевают знакомство с историей государства и своего родного края, с делами знаменитых земляков, с легендами, традициями и обычаями предков. Это позволяет осознавать себя частицей своего народа, веками создававшего культуру своего края, достойным хранителем и продолжателем общего дела, так как понимание связи поколений дает возможность почувствовать себя достойным гражданином своей страны, имеющей уникальную историю. Человек, знающий свои права и обязанности, законы страны, может активно действовать и решать возникшие вопросы и проблемы в правовом поле.

В качестве примера можно предложить следующие темы: «Гражданское правосознание», «Мой край», «Экологическая обстановка края», «Проблемы моего города» и др.

Данные темы направлены на формирование гражданской позиции, то есть, на умение увидеть нерешенную проблему, найти способы ее решения и приступить к реализации, а в случае недостаточности личных возможностей, поставить вопрос перед ответственными лицами и организациями. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу. Без знания своего города, своей родословной нельзя стать патриотом, а если город, или хотя бы свой двор украшен и убран своими руками, то не появится желание бросить мусор, сломать дерево, а захочется охранять и беречь созданное собственным трудом.

Цель данной игры - сформировать нравственные качества и гражданско-правовые основы у студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры заключается в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

Можно предложить студентам анкеты в виде тестов, способствующих раскрытию их личностного потенциала: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также в совместной деятельности с другими участниками. Например: «Патриотизм. Как я его понимаю?». «Ты гражданином быть обязан». Ниже мы приводим методику проведения тестов.

1. Тест «Патриотизм. Как я его понимаю».

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников

Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Пат­риотизм и как я его понимаю».

Обработка данных производится так: ответы анализируются по следующим составляющим патриотизма:

– любовь к Родине;

– осознание трудностей, недостатков в обществе;

– готовность к самоотдаче;

– патриотизм, как источник трудовых и ратных подвигов;

– чувство национальной гордости;

– отсутствие национализма и космополитизма;

– интернациональный характер русского патриотизма.

 Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со шкалой.

1 балл – низкий уровень – свидетельствует о непонимании сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательном отношении к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень – свидетельствует о неглубоком, частичном понимании сущности соответствующих признаков, неустойчивом, индифферентном, пассивном от­ношении к тем обязанностям, которые из них вытекают.

3 балла – свидетельствует о правильном понимании сути патриотизма; отношение к соответ­ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.

4 балла – высокий уровень  - говорит о полном понимании сущности ведущих при­знаков тех или иных сторон патриотизма.

2. Тест «Ты гражданином быть обязан».

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

Ход эксперимента: студентам предлагается список следующих слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:

– самые значимые для тебя слова, характеризующие твою гражданскую направленность;

– слова, которые присущи тебе;

– слова, не значимые для тебя.

Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – в 3 балла.

Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств как отдельным студентом, так  и группой в целом; определить различия в этом плане; сопоставить оценку качеств, харак­терных и нехарактерных для гражданской зрелости.

Таким образом, предлагаемые преподавателю различные разработанные формы активных методов, в том числе и диалогическое общение, могут использоваться для повышения результативности процесса патриотического воспитания студентов. Специально организованный процесс обучения, основанный на реализации диалогического подхода, способен обеспечить эффективные условия по воспитанию патриотизма у студентов технического вуза.

                              Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика»,1991.

2. Матюшкин А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1997.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.:Питер,1999.

4. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. –М.,1994.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle