Библиографическое описание:

Березина О. А. Здоровье нации как доминанта оценки эффективности социальной политики государства // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 204-207.

Здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей, его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Здоровье является условием и предпосылкой благополучия и надлежащего качества жизни, а также эталоном, мерилом степени продвижения к уменьшению бедности, упрочению социальной сплоченности и ликвидации дискриминации. Хорошее здоровье населения является фундаментом устойчивого социально-экономического роста любой страны. И потенциал здоровья необходимо рассматривать, прежде всего, как составную часть невещественного богатства страны.

Понимание здоровья только как отсутствие болезней ушло в прошлое. Функциональные возможности организма и его устой­чивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состо­янии здоровья, как о динамическом процессе, то есть об укрепле­нии или ослаблении здоровья [4,c.3].

Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности [6, c.5]. Таково определение индивидуального здоровья, т.е. здоровья каждого человека. Иное дело, когда обсуждают проблемы здоровья народа или определенной группы населения, например, здоровье населения России или здоровье жителей Мурманской области. В этом случае рассматривается общественное здоровье.

Общественное здоровье – основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения – выполнять свои биологические функции.

Оценка качества общественного здоровья населения произво­дится на основании анализа типовых медико-статистических показателей.

1.       Показатели естественного движения населения:

-          смертность общая и возрастная;

-          средняя продолжительность предстоящей жизни;

-          рождаемость;

-          естественный прирост (убыль) населения.

2.       Показатели механического движения населения:

-          миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная,
внутригородская миграция и др.).

3. Показатели заболеваемости и распространенности болезней
(болезненности).

4. Показатели инвалидности и инвалидизации.

5. Показатели физического развития населения [6, c.6].

Изучение региональных особенностей здоровья населения и организации медицинской помощи позволяет обеспечить руководство страны данными об уровне, структуре и основных сдвигах в здоровье населения, охарактеризовать условия и факторы, влияющие на здоровье различных групп, определить их потребности в лечебно-диагностической, профилактической, санитарной и санаторно-курортной помощи, необходимой и достаточной для перелома ранее сложившихся неблагоприятных медико-демографических тенденций, научно обосновать стратегию и тактику совершенствования социальной политики в сфере здравоохранения [9, c.43].

Состояние здоровья населения, проживающего на Кольском полуострове, с одной стороны, отражает общероссийские тенденции, с другой стороны, имеет свои особенности, обусловленные природно-климатическими и социально-экономическими условиями жизни Мурманская область по отдельным медико-демографическим показателям занимает ведущие позиции (низкий уровень младенческой смертности, заметное снижение заболеваемости дифтерией, эпидемическим паротитом, коклюшем, отсутствие на территории области кори и полиомиелита). Однако уровень заболеваемости населения области по-прежнему превышает среднероссийские показатели. Проблема охраны здоровья населения на Севере является комплексной, что доказывает необходимость проводить объективный анализ влияния всех факторов на здоровье населения и только на основании получаемых результатов определять оптимальные варианты решения проблем.

Однако, изменения качества общественного здоровья (рост смертности, заболеваемости, инвалидности, снижение продолжительности жизни) обусловлены, среди прочих причин, социально-психологическим состоянием населения. В России несколько изменились принципы социально-экономического устройства жизни. Для того чтобы существовать в новых условиях, население должно было к этим условиям адаптироваться. Известно, что «пусковым механизмом» адаптации служит стресс, который продолжается некоторое время, после чего организм/сообщество или адаптируется к новым условиям, или становится больным, при этом болезнь может приобрести хронический характер, а может закончиться и летально. Болезнь общества проявляется в различных формах, в том числе и в виде ухудшения качества общественного здоровья.

К числу причин ухудшения качества здоровья населения относятся:

1.             Недостаточная ответственность большинства населения за состояние собственного здоровья, здоровья своей семьи и окружающих (отсутствие культуры самосохранительного поведения).

2.             Быстрый рост числа несчастных случаев, отравлений и травматизма из-за нарастания пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании; увеличения преступности.

3.             Обнищание наиболее уязвимых в социальном плане групп людей и социально-психологический стресс у значительной части населения.

4.             Ухудшение качества питания по основным параметрам (калорийность, сбалансированность по белкам, жирам и углеводам, витаминная ценность, экологическая чистота).

5.             Ряд факторов: низкое качество питьевой воды во многих регионах и городах страны; плохие жилищные условия, неудовлетворительное санитарное состояние населенных мест; прогрессирующее ухудшение состояния санитарно-технической инфраструктуры (водопровода, канализации, станций биологической очистки сточных вод, мест складирования бытовых и промышленных отходов) привели к росту заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний.

6.             Заметное ухудшение охраны труда, трудовой дисциплины и техники безопасности способствовало повышению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний [4, c.134].

Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и для обеспечения национальной безопасности. Между тем, состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях государства.  Серьезность сложившегося положения выдвигает улучшение охраны и укрепления здоровья населения на уровень важнейших государственных задач.

Социальная политика государства в сфере здравоохранения на современном этапе развития общества является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, без которого невозможно достичь благополучия во всех сферах общественной жизни.

Всемирная организация здравоохранения определяет политику в сфере здравоохранения как совокупность принятых заинтересованными сторонами решений и обязательств по проведению намеченного курса деятельности, ориентированного на реализацию конкретных целей и задач в области укрепления здоровья населения.  В практическом смысле социальная политика в сфере здравоохранения подразумевает совокупность  конкретных мер и мероприятий, направленных на оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Целью государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи, так как хорошее здоровье населения является фундаментом устойчивого социально-экономического роста любой страны, а улучшение состояния здоровья населения - это показатель развития общества. Эта цель включает следующие компоненты:

1.         Повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами. 

2.         Создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояния здоровья на основе обеспечения высокого приоритета здоровья в системе социальных ценностей общества.

3.         Создание условий и стимулов для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения.

Таким образом, значительное снижение доступности и качества бесплатной медицинской помощи является на сегодняшний день одной из наиболее острых социально-экономических проблем России, и ее решение является важнейшим условием успешного социально-экономического развития как страны в целом, так и ее субъектов. Это особенно актуально для регионов Севера (из-за неблагоприятных природно-климатических условий для жизни населения) и, в частности, для Мурманской области, как региона Российского Севера, имеющего уникальное геополитическое, стратегическое и экономическое значение для страны. 

Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием для развития общества.

Программа социальных реформ призвана  дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического и социального роста государства. Однако необходимо учитывать, что затраты на поддержание здоровья человека являются не сколько «ремонтными», сколько увеличивающими потенциал человека (инвестициями, позволяющими полностью использовать уникальность человека).  Межсекторные инвестиции, комплексное участие различных партнеров в интересах здоровья на национальном, региональном и местном уровнях, средства из различных источников, направляемые на цели здравоохранения, не только высвобождают новые ресурсы для здоровья, но и приумножают выгоды и преимущества, содействуя, в долгосрочной перспективе, общему экономическому и социальному развитию государства [7, c.7]. Инвестирование в здравоохранение позволяет улучшить здоровье и выявить ресурсы, которые могут быть высвобождены для удовлетворения растущих потребностей, предъявляемых сектору здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Акопян, А.С. Здравоохранение в рыночной России / А.С.Акопян. // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6. - С. 56-67.

2.      Жуков, В.И. Парадигма развития России в условиях глобализации / В.И. Жуков. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. - 68 с.

3.      Иванов, В.Н., Суворов, А.В. Проблемы охраны здоровья населения России / В.Н. Иванов, А.В. Суворов. // Проблемы прогнозирования.-2003. - №3. - С. 102-110.

4.      Ковалев И.В. Проблемы развития Севера и здоровья населения. - М., 2000. - С. 3-6.

5.      Ковалев, И.В. Реформа здравоохранения и здоровье населения / И.В. Ковалев. - М.: Изд-во «Тровант», 2003. - 240 с.

6.      Лисицин Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. - 1998.- № 2 - С. 5-7.

7.      Михайлова Ю., Сибурина Т. Стратегическое планирование - будущее отрасли // Медицинский вестник. - 2002. - № 18 - С. 7-9.

8.      Найговзина, Н.Б. Система здравоохранения в Российской Федерации: Организационно-правовые аспекты. / Н.Б. Найговзина, М.А. Ковалевский. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 341 с. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006. - 57 с.

9.      Нугаев Р.М., Нугаев М.А. Здравоохранение на региональном уровне в контексте российских социальных реформ // Общественные науки и современность. - 1997. - № 5. - С. 43-44.

10.  Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: учебно-методическое пособие / Авт. колл. под рук. д.т.н., проф. Вертешева С.М., проф. Рохчина В.Е. - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 345 с.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle