Библиографическое описание:

Татосьян М. М. Интегративно-модульный подход как теоретико-концептуальная основа по-строения и организации процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций будущих специалистов туриндустрии // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 288-292.

Расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира сделали туристскую индустрию одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей национальной экономики России и многих других стран. Обладая огромным потенциалом рабочих мест, налоговых поступлений, темпов роста и других показателей, туристический сектор экономики вносит существенный вклад в устойчивость культурной, социальной, экономической жизни стран и регионов. Стремительное развитие туристической сферы привело к усилению глобального спроса на высококвалифицированных специалистов в данной области. Повышение профессионализма кадров является одной из наиболее актуальных стратегий конкурентоспособности отдельных туристских организаций, регионов и всей индустрии в целом.

Профессии в сфере туристического бизнеса занимают одно из первых мест среди профессий коммуникативного характера, т.е. для представителей этих профессий основной формой деятельности является обмен информацией, значимой для участников общения. Иноязычная коммуникативная компетентность, которая предполагает умение понять и адекватно отреагировать на потребности обслуживаемого лица наиболее значима для специалистов социально-культурного сервиса и туризма.

Современный специалист должен не только владеть репродуктивной стороной общения, характеризующейся устойчивостью мотивов, заданностью целей и фиксированностью общей последовательности операций, но также быть готов к реализации продуктивного общения, направленного на решение нестандартных коммуникативных ситуаций, требующих порождения новых мотивов, целей, операций и их последовательностей.

На успешности профессиональной коммуникации, особенно иноязычной сильно сказываются искажения, которые определены нами, как профессионально-коммуникативные деформации – закрепленные в сознании нарушения общепризнанных этических, этикетных, лингвистических и экстралингвистических норм, препятствующие профессионально эффективному взаимодействию.

Для построения процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций необходимо решить проблему отбора и структурирования учебного материала в соответствии с задачами преодоления профессионально-коммуникативных деформаций в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетентности специалистов туриндустрии.

 Процесс преодоления профессионально-коммуникативных деформаций многоаспектный, затрагивающий различные стороны профессиональной подготовки, и в условиях вуза предполагает его реализацию в масштабах всего образовательно-воспитательного процесса. Так как процесс преодоления профессионально-коммуникативных деформаций рассматривается нами в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндустрии, приоритетное значение в его реализации приобретает дисциплина «Иностранный язык», поскольку, она систематизирует приобретаемые знания и формирует умения и навыки, имеющие значение не только для иноязычной коммуникативной компетентности, но и для выполнения профессиональных задач. Такая же функция должна быть в полной мере возложена на целый ряд гуманитарных предметов, включая специальные дисциплины, связанные с турбизнесом, гостиничным хозяйством и т.д., поскольку, так или иначе они затрагивают содержательные стороны  профессиональной коммуникации.

Вклад учебных дисциплин в процесс преодоления профессионально-коммуникативных деформаций различен, что объясняется особенностями их содержания, применяемыми педагогическими технологиями, возможностями активизации и формирования коммуникативной культуры, а также отработки ее элементов.

Вместе с тем, решать поставленные задачи, связанные с преодолением профессионально-коммуникативных деформаций, используя все содержание имеющихся в учебном плане дисциплин невозможно. Эти специфические задачи и специфическая организация образовательного процесса требуют переосмысления и, в этой связи, переструктурирования учебного содержания отдельных дисциплин под конкретно заданную стратегию. Отбор и структурирование учебного материала в соответствии с задачами преодоления профессионально-коммуникативных деформаций предполагает использование модульного подхода.

Возможности модульного подхода в решении такого рода задач высоко оцениваются многими учеными: Р.С. Бекировой, Б. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт, С.В. Рудницкой, Ю.Ф. Тимофеевой и др.

Под модулем в педагогической литературе принято понимать «функциональный узел» учебно-воспитательного процесса, законченный блок дидактически адаптированной информации. Г.В. Семенова, справедливо замечает, что данное определение не соответствует требованию научности. Проанализировав отечественные и зарубежные исследования к проблеме модульного подхода в педагогике, исследователь приходит к выводу, что «модуль представляет собой достаточно самостоятельную, логически завершенную часть знания, выделяемую в соответствии со спецификой дисциплины или комплекса дисциплин, относительно автономную порцию учебного материала» [2, с.29].

Модульный подход должен реализовываться в его взаимосвязи с интегративным подходом. На это указывает И.В. Наливайко, представляя модульный подход к построению образовательного процесса, как взаимосвязанные между собой процессуальные и деятельностные компоненты, основание интегративно-модульной связи, где каждый студент может самостоятельно выбирать содержание и порядок его усвоения, исходя из личных возможностей и потребностей [1, c. 204].

По мнению Н.П. Коваленко, интегративный подход в обучении базируется на интеграции компонентов педагогического процесса и нацелен на реализацию интеллектуального и творческого потенциала личности, способной к высокому уровню обобщения, альтернативному мышлению, созданию системной картины мира.

В работах И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Ю.С. Тюнникова, посвященных проблеме интегрированного обучения, подчеркивается, что структура интегрированных процессов представляет собой логику развертывания целостности, особую согласованность интегрированного содержания с этапами его реализации. Ученые отмечают, что в интегрированном содержании обучения должны найти отражение и синтезироваться диалектические взаимосвязи различных знаний, теорий, законов, понятий, методологических принципов и адекватных способов действий, познавательно-преобразующих подходов к решению учебно-познавательных проблем [3].

Интегративное знание, на которое нацелена педагогическая интеграция, по мнению О.Л. Шабалиной, характеризуется следующими признаками:

- интегративное качество данного знания, отличное от свойств и качеств образующих его исходных знаний;

- мобильность слагаемых интегративного знания и всего знания в целом как системного образования;

- целесообразность знания его устремление к достижению цели через субъекта – носителя интегративного знания;

- повышенный уровень коммуникативности интегративного знания;

- интегративное знание – инструментарий развития (синтезированного видения), явлений, объектов и процессов окружающей действительности [4].

Педагогический потенциал межпредметной, междисциплинарной интеграции и модульной организации образовательного процесса необходимо использовать и при решении задач преодоления профессионально-коммуникативных деформаций. В этой связи мы рассматриваем возможность организации процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций на основе интегративно-модульного подхода, который призван обеспечить:

- индивидуализацию обучения, ориентируя на решение проблем преодоления профессионально-коммуникативных деформаций, прежде всего, в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетентности;

- построение процесса преодоления и коррекции профессионально-коммуникативных деформаций, в зависимости от вариативности задач, содержания образовательного процесса и специфики отдельных этапов;

- интеграцию учебного материала в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного модуля, что позволяет решить проблему параллелизма в знаниях;

- использование преимуществ групповых форм организации процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций, позволяющих осуществлять дифференцированное обучение с учетом уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности и профессиональной подготовки учащихся;

- создание дополнительных благоприятных условий для саморазвития, самоактуализации и самореализации.

Интегративно-модульный подход к построению процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций будущих специалистов туриндустрии реализуется на практике с использованием определенных принципов. К числу таких принципов мы относим:принцип модульного конструирования процесса формирования иноязычной компетентности в контексте преодоления профессионально-коммуникативных деформаций, принцип педагогической интеграции, принцип пропедевтической актуализации коммуникативных барьеров, принцип этапности.

Принцип модульного конструирования процесса формирования иноязычной компетентности в контексте преодоления профессионально-коммуникативных деформаций предусматривает разбиение процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций на шесть модулей: пропедевтический, лингвистико-оптимизирующий, этнокультурный, коммуникативно-технологический, социально-психологический, самопроектировочный.

Принцип педагогической интеграции раскрывает положение о том, что реализация процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций должна осуществляться на основе межпредметных связей, целенаправленно осуществляемых в время обучения в вузе.

Принцип пропедевтической актуализации коммуникативных барьеров заключается в обосновании роли выявления коррекции коммуникативных барьеров в процессе преодоления профессионально-коммуникативных деформаций.

Принцип этапности обосновывает последовательную реализацию процесса преодоления профессионально-коммуникативных деформаций с учетом особенностей их содержания, стереотипизированности, а также приемственного нарастания уровня сложности задач профессионально-ориентированого межкультурного взаимодействия.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что суть интегративно-модульного подхода заключается в том, что для достижения требуемого результата осуществляется такое структурирование учебного содержания, базирующееся на межпредметных связях, и устанавливается такая логика его развертывания в образовательном процессе, которые позволяют выбрать адекватные методы, средства и формы обучения в соответствии с заданными целями.

Список литературы.

1.                  Наливайко И.В. Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни (На примере биохимии): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Самара, 2004 248с.

2.                  Семенова Г.В. Модульный подход к конструированию и реализации учебной программы по освоению дополнительной квалификации "преподаватель": дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Тула, 2006 197 с.

3.                  Тюнников Ю.С., Чугай И.В. Формирование культурно-образовательной среды педагогического вуза: проблемы проектирования и функционирования системы «ЦПК –ВУЗ –Сочи: РИО СГУТ и КД», 2001. – 195с.

4.                  Шабалина О.Л. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической подготовки учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры. – 2002. №12. – с. 9-12.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle