Библиографическое описание:

Нутфуллина Т. Р. Перспективные элементы зарубежного опыта в российской системе подготовки менеджеров // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 265-270.

Россия в постановке целей образования руководствуется, как и любая другая страна, следующими принципами:

-     принципом соответствия мировым тенденциям в науке и образовании;

-     принципом соответствия потребностям российского общества с учетом нацио­нального и культурного своеобразия страны.

С учетом политической и социально-экономической нестабильности российских ус­ловий в процессе педагогического проектирования модели менеджера в России должен быть учтен комплекс личностных и профессиональных требований к руководителю, в соответст­вии с которыми должна осуществляться подготовка менеджеров в России. Нами были выяв­лены следующие проблемы, ставшие одной из причин неэффективной профессиональной деятельности менеджеров в России.

Первая проблема - недостаточное владение психологией межличностного общения, формированием эффективных коммуникаций (коммуникативная функция менеджера), вследствие недостаточности практико-ориентированного подхода, стимуляции активности обучающихся в процессе подготовки, что отражается в неэффективности результатов важного вида деятельности руководителя-управления персоналом.

Менеджеры в России в рамках очерченной проблемы недостаточно владеют теори­ей и практикой конфликтологии и часто не могут найти выход из конфликтных ситуаций,  что противоречит требованию к руководителю - быть предельно объек­тивным независимо от своих симпатий. Неумение общаться и контактировать с подчинен­ными является причиной неумения влиять на людей, вследствие чего менеджер не может до­биться от них выполнения обязательств либо изменить их решения; неумение руководить коллективом на уровне современных требований (быть лидером), часто являются причиной нехватки практической способности добиваться результатов с помощью усилий других сотрудников (что, по сути, является целью эффективного менеджмента); низкая способность формировать коллектив - это причина неспособности или нежелания помочь группам сотрудников в их развитии и со­вершенствовании, неумение вести деловые переговоры также является следствием недостаточного владения коммуникативной функцией менеджера.

Вторая проблема - недостаточный уровень владения управленческими умениями (организационная, аналитическая, прогностическая, контролирующая функции менеджера), вследствие недостаточности практико-ориентированного подхода в подготовке, интеграции вузов, науки и производства, организации периодических курсов повышения квалификации с обзором инновационных технологий, проблемности, стимулирования творческой активно­сти в процессе подготовки[6].

Рассмотреть вопрос заимствования перспективных элементов зарубежного опыта, которые целесообразно использовать в российской системе подготовки менеджеров можно на нескольких уровнях. Первый уровень - структурная организация системы подготовки.

Для решения проблемы преемственности и системности подготовки особое внима­ние следует уделить вопросу непрерывности профессиональной подготовки менеджеров в России. Только непрерывная подготовка и самоподготовка без отрыва от производства может дать плоды. Она не может ограничиваться проведенными собеседованиями. Выводы, не сопровождаю­щиеся практической деятельностью, бесплодны, так как наглядные примеры более поучи­тельны, чем слова. Преподаватель, перед которым поставлена задача обучать менеджеров, должен быть "демонстратором" провозглашаемых им методов. Ему недостаточно быть крас­норечивым, он должен служить живым примером, которому подражали бы обучаемые.

В целом, система подготовки менеджеров и повышения их квалификации должна включать в себя три взаимосвязанных уровня обучения, уровень базовой подготовки, уро­вень должностной подготовки (специализация), уровень повышения квалификации. В России же на данный момент интенсивно развивается лишь первый уровень. Здесь предла­гается опыт США по созданию профессиональных обществ, которые включают менеджеров - практиков, преподавателей и студентов, заинтересованных в развитии профессии менедже­ра и совершенствовании процесса подготовки специалистов в области управления. В каждом профессиональном обществе имеется специальный комитет по  образованию. В профессио­нальных журналах обсуждаются современные и перспективные задачи подготовки специа­листов в области менеджмента, и пропагандируется передовой опыт вузов в организации учебного процесса. Общества также организуют курсы повышения квалификации для руко­водителей, проводят конференции, заняты научно- исследовательской деятельностью в об­ласти управления.

Для решения проблемы интеграции образования, науки и профессиональной дея­тельности на организационном уровне в РФ также предлагается установить более тесную связь между обучающей структурой и производством, что является положительной стороной подготовки менеджеров в Германии. В настоящее время практикуется такая форма обучения, отражающая связь с производством, как практика на предприятии (ежегодная тех­нологическая, аналитическая, управленческая, преддипломная по годам обучения).

Рекомендуется развитие сети "технопарков" (Германия) с целью совместной реализации исследовательских проектов промышленности и университетов, а также расширить диапазон сфер деятельности учебных научно-промышленных комплексов в об­ласти подготовки и повышения квалификации менеджеров, которые дополняют друг друга, необходимые для ее осуществления (различные семинары,  обеспечение учебного процесса, консультации, развитие персонала фирм, организацион­ное развитие).

Необходимо подчеркнуть особую важность практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке менеджеров в РФ, т. к, именно применяя свои знания на прак­тике можно сделать выводы о качестве подготовки, научиться самостоятельно принимать решения, приобрести определенные деловые качества, необходимые каждому менеджеру. К сожалению, в Россия такая форма подготовки зачастую носит формальный характер. Это происходит из-за того, что фирмы не согласны брать к себе на 3 месяца человека, обучать его всем тонкостям работы, часто раскрывая коммерческую тайну. Для того чтобы фирмы согласились взять на практику такого студента, необходимо, чтобы фирма была уверена в его квалификации благодаря знаниям, данным в учебном заведении, а также намеревалась, в случае успешного прохождения практики, взять его к себе на работу.

Подобный уровень квалификации трудно дать в государственном учебном заведе­нии, так как подготовка специалистов для коммерческих предприятий не является основной целью государственных вузов. Они осуществляют подготовку специалистов в большинстве своей для государственных органов власти и управления и государственных предприятий.

Кроме того, организация такой специальной подготовки требует затрат средств, большого количества специализированной техники, тесного контакта между учебным за­ведением и коммерческими фирмами, предоставляющими информацию о деятельности фирм и возможность прохождения обучающимся практики в их подразделениях. Для решения данной проблемы возможно использование опыта США (case-studies) , где больше внимания уделяется изучению опыта фирм и организаций - положительного и отрицательного — для изучения бизнеса путем анализа и обобщения накопленного опыта.

Это возможно только в том случае, когда студент помимо базовых теоретических курсов получает возможность прослушать по своему направлению серию хорошо подоб­ранных спецкурсов, которые бы раскрывали ему практические принципы и технологию ра­боты по данной специализации. Здесь предлагается ввести в процесс подготовки новый для России "синдикатный метод" (Англия) - объединение процесса получение знаний с практи­ком решения конкретных проблем управления [8]. Суть метода состоит в том, что весь поток слушателей разбивается на группы (синдикаты) по 11 человек в каждой, целью которых яв­ляется выработка решения по конкретной проблеме. Процесс обучения в группе проходит под руководством прикрепленного к ней преподавателя колледжа. Вся работа по методу "синдиката" построена так, чтобы звания, получаемые в ходе занятий, сразу же применялись слушателями на практике, При этом решение конкретных проблем стоит на первом месте, а лекции и консультация носят обслуживающий характер.

Следующий вопрос, предлагаемый к рассмотрению и рекомендуемый к внедрению в российских условиях - на уровне организационных: форм и методов подготовки менеджеров.

Объективное требование повышения научного уровня преподавания и совершенст­вования методики обучения менеджеров является сегодня в России важнейшей задачей. Все большее распространение в настоящее время получает следующая точка зрения: методика подготовки и повышения квалификации с большей эффективностью, чем раньше, должна быть направлена на оказание помощи менеджерам в их практической работе.

Как известно, в настоящее время в России основной формой повышения квалифи­кации является периодическое обучение, на курсах со средней продолжительностью обу­чения от одного до трех месяцев. Однако комплексная подготовка менеджеров в столь сжа­тые сроки оказывается не всегда возможной [5]. В данном вопросе предлагается учитывать и необходимость организации повторного обучения специалистов в области менеджмента, ранее обучавшихся в системе повышения квалификации. В связи с этим особое значение имеет задача организации целевой, соответственно тематической специализации подготовки. Другими словами, проведение тематических семинаров по вопросам новых, современных тенденций в менеджменте и путей решения реально существующих проблем на курсах по­вышения квалификации.

Следует также отметить, что курсы повышения квалификации специалистов в об­ласти менеджмента все еще остаются достаточно редким для Россия явлением. В связи с этим предлагается создавать подобную организационную форму обучения при вузах и про­водить ее если не в обязательном, то в обязывающем порядке с целью повышения качества знаний, умений и навыков специалистов, а значит, и качества управления. Целесообразно проведение аттестации специалистов в области менеджмента раз в два года с условием обя­зательного прохождения курсов повышения квалификации.

В то же время, примерно в 100 странах мира в вузах сочетаются периоды теорети­ческого и производственного обучения - кооперированное обучение, которое в различных формах рекомендуется к более широкому применению в России. В одних случаях период пребывания студентов на производстве называется стажировкой, в других - программой профессиональной практики, специализацией, обучением на основе опыта, практической школой,  чередующимся обучением.

Как известно, основные формы подготовки менеджеров в США, Германии, Англии и России сходны. Это - лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, конферен­ции, дискуссии, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, метод мозговых атак, произ­водственная практика [1].

Практика показывает, что ни один из методов обучения ни за рубежом, ни в России не стал доминирующим. Хотя следует отметить, что в России приверженность традиционным методам подачи материала остается и по сей день. В связи с этим с этим хотелось бы под­черкнуть особую значимость в РФ именно активных методов обучения в такой области при­обретения знаний, умений и навыков как менеджмент.

Здесь можно привести пример, приемлемый для российской системы подготовки, из американской практики обучения менеджеров, где используется метод «лейбор-афиша», в чем-то схожий с тематическим семинаром. Этот метод активно применяется в США в по­следнее время, как на уровне базовой подготовки, так и на уровне повышения квалификации. Суть его состоит в следующем: перед началом занятия на доске вывешивается плакат, на ко­тором написано только одно слово – лейбор-афиша. Студенты подходят и сами записывают темы, проблемы, задачи, вопросы, имеющие практическую направленность. Далее в студен­ческой группе разворачивается дискуссия, направленная на решение этих конкретных задач.

Еще одни из новых активных методов обучения, применяемый в Англии – «Quake» -то же название, как л в одноименной компьютерной игре, даже похожий, по сути [8]. Здесь так­же предполагается самостоятельная работа студентов, когда один из них начинает игру, за­давая практическую задачу или вопрос любому из присутствующих студентов. В случае пра­вильного ответа тот зарабатывает очки, пересчитываемые в баллы, необходимые для после­дующей аттестации. В случае же неправильного ответа ход переходит к любому из же­лающих ответить студентов. А если таковых нет, в процесс включается преподаватель, на­правляя студентов к правильному ответу.

Несмотря на эффективность некоторых форы обучения за рубежом, по различным причинам они не могут быть адаптированы в российской системе образования, по крайней мере на данный период времени. Это касается выбора формы собственного обучения слуша­телями, как практикуется в Германии, либо выбора из общего количества курсов только тех, которые они хотели бы посещать, так как это потребует коренной перестройки на структур­ном, законодательном и содержательном уровнях, что нежелательно в сложившихся в Рос­сии условиях

Поскольку речь идет о профессиональной подготовке менеджеров, знания в от­дельных областях специальных наук должны быть интегрированы в единую систему знаний об управлении. Это означает, что преподавание учебных дисциплин в России должно вес­тись в управленческом аспекте. Имеется в виду преподавание таких курсов как история управления, социология управления, психологи» управления и других, так или иначе ориен­тированных на достижение точек соприкосновения преподаваемой дисциплины с менедж­ментом.

Из этого вытекает следующая задача, стоящая перед процессом отбора содержания образования для подготовки специалистов в области менеджмента в России - необходимость введения специализации управленческих дисциплин, разделения их при подготовке специалистов в одном из видов управления, которых существует большое количество. Такие дис­циплины как финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, рекламный менедж­мент, производственный менеджмент, бизнес-менеджмент и т.д.[5].

Таким образом, перспективным для российской системы подготовки специалистов в области менеджмента был бы, по-нашему мнению такой баланс ее организационных форм, при котором сохранялись бы положительные стороны американского опыта (многообразие организационных структур, их конкурентоспособность, насыщенность), более широко внедрялся бы английский практико-ориентированный подход и учитывалась эффективность немецкой системы подготовки и повышения квалификации менеджеров в плане создания и сотрудничества ряда организаций, курирующих и дополняющих систему вузовского и послевузовского образования менеджеров.

В заключение можно сделать вывод о том, что российская сис­тема подготовки менеджеров открыта инновациям и способна эффективно использовать опыт США, Германии и Англии, однако сохраняя при этом наиболее эффективные стороны собст­венного опыта, а именно фундаментальность и системность подготовки в противоположность стихий­ности американских я английских программ, гибкость и подвижность в отборе содержания в противоположность жесткому планированию немецких программ.

 

 

Библиографический список

1.                   Государство и образование: опыт стран Запада (сборник обзоров). М.,1992. 144с.

2.                   Курдюмова И.М. Подготовка кадров управления образованием за рубежом /И.М. Курдюмова // Педагогика.2002.№ 3.

3.                   Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение,1983.192с.

4.                   Толковый словарь по управлению. / Под ред.В.В. Познякова. М.:Изд-во Аланс,1994.252с.

5.                   Уланов В. Российская школа в европейском контексте/ В. Уланов //Директор школы.1996.№ 3.

6.                   Управление- это наука и искусство: Сборник. / Сост. Г.Л. Подвойский. М.:Республика, 1992. 349с.

7.                   Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования / К.М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. 176с.

8.                   Шишов С.Е. Основы инспектирования школ Англии / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // Директор школы. 1999. № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle