Библиографическое описание:

Кузьмина Е. О. Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 254-258.

На протяжении всей жизни человека идёт процесс его социализации – усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и, прежде всего, через ту педагогическую систему, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой формой этого развития.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенные из них: задачи умственного развития, предполагающие усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков; задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения; задачи физического развития; задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия; задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой культуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

Закон РФ «Об образовании», в котором говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения[1], «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»[2] и другие официальные документы отмечают растущее признание воспитания приоритетной сферой социальной жизни страны. При наличии этих предпосылок, актуализирующих теоретическое осмысление проблем воспитания в педагогическом процессе, его основные аспекты требуют основательной научной разработки применительно к новым социально-педагогическим условиям.

В современных официальных документах образования при характеристике целостного учебно-воспитательного процесса преобладают особенности целей, средств и показателей результативности обучения, направленность на усвоение знаний об основах человеческих отношений, формирование понятий, обобщенных представлений о закономерностях социально-гуманитарного развития. Уточнение научных знаний о воспитании в педагогическом процессе особенно актуально в условиях реализации концептуально обоснованной стратегической линии развития воспитания как первостепенного приоритета в образовании.

Круг педагогических исследований, в которых раскрыта специфика воспитания в целостном образовательном процессе, достаточно широк. Прежде всего, – это монографии И.З. Гликмана, В.С. Кукушкина, Б.Н. Боденко, С.В. Кульневича, В.А. Караковского, Н.В. Кузьминой, И.Л. Зимней, М.М. Левиной, работы Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова, С.В. Кульневича и Т.П. Лакоцениной[3] и др. авторов, раскрывающих содержание и закономерности педагогического процесса, а также особенности организации воспитательных отношений в педагогическом процессе.

Отдельные аспекты организации воспитательных отношений в педагогическом процессе нашли отражение на страницах периодических изданий «Педагогика», «Учительская газета», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Классный руководитель». Особо следует отметить статьи Г. Смирновой и В.А. Гольберга[4], посвященные особенностям функционирования воспитательной системы в школе.

 Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач[5]. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в узком смысле). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Целостность, общность и единство – главные характеристики педагогического процесса. Целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и  учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие  функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения.

Таким образом, оба процесса ведут к главной цели –  формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

По своей сути педагогический процесс – процесс социальный; процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса – обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач[6]. Педагогический процесс является способом организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано еще в работах П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевича[7]. В последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей. Для современных исследователей изучение педагогического процесса – основа педагогики. В соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности. В связи с этим, одним из важнейших и сложных вопросов, связанных с изучением педагогического процесса, является вопрос о его структуре.

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава. Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели.

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели. В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты[8]:

- целевой (определение целей обучения и воспитания);

- содержательный (разработка содержания образования);

- операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, методов работы для достижения цели);

- эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);

- контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

- результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цели).

Следует подчеркнуть, что у исследователей нет единого мнения по вопросу определения структуры педагогического процесса. Так, Кузьмина Н.В. представляет педагогический процесс как систему из пяти элементов[9]: цель обучения; содержание учебной информации; методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;  преподаватель;  учащийся.

Е. Л. Белкин рассматривает педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы[10]. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева, где все элементы взаимосвязаны: цели обучения и воспитания;  содержание обучения и воспитания; технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы); организационные формы; педагог; учащийся;

Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественными идеалами немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс является способом организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Определяющим компонентом педагогического процесса является процесс воспитания, состоящий из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процессе самовоспитания. Процесс воспитания обуславливает внутренние процессы изменения воспитанности и развития личности. В педагогическом процессе происходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуемой деятельности, путем общения воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Одна из главных характеристик педагогического процесса – его целостность. Как целостному образованию педагогическому процессу присущи внутренне единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, движение, преодоление противоречий, образование нового качества. поступательное движение педагогического процесса осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, которые являются движущей силой, источником функционирования и развития педагогического процесса.

Эффективное педагогическое взаимодействие достигается только посредством взаимосвязи всех составных частей педагогического процесса. Следовательно, педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений заключается в формировании воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечении единства его важнейших составляющих, повышении воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

 



[1] Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (с изм. и доп.) // Закон опубликован в ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 30.07.1992 г., № 30, ст.1797.

[2] «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» // Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства РФ от 7.01.2002 г., № 1 ч.2. ст. 119.

[3] Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002; Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов Н/Д: МАРТ, 2002; Боденко Б.Н. Проблема социально-психологической защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000; Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000. Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1997; Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001; Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов Н/Д, 2001; Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. М.; Ростов Н/Д: Учитель, 2001.

[4] Смирнова Г. Воспитательная система средней школы // Воспитание школьников. 2003. № 8; Гольберг В.А. Воспитательная система школы // Классный руководитель. 2001. № 1.

[5] Педагогика: Учеб. / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С.48.

[6] Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С.52.

[7] См. подробнее: Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1982; Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Под ред. Н.К. Гончарова и др. М., 1978. Т.1; Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. 2-е изд., пересм. и доп. Харьков, 1930.

[8]Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000.

[9] Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С.65.

[10] Белкин Е.Л. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов. М., 2001. С.79.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle