Библиографическое описание:

Акамова Н. В. Обучение математике студентов средних специальных заведений с использованием новых информационных технологий в контексте деятельностного подхода // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 217-220.

В современных условиях перед средним профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи. В связи с развитием научно-технического прогресса общество определяет социальный заказ на подготовку творческого специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации, современных информационных технологиях, альтернативных и вариативных проектах, адаптировать инновационные идеи, эффективный опыт.

Специалисту со средним профессиональным образованием в соответствии с классом решаемых профессиональных задач соответствует тип диагностических, алгоритмизированных задач, а также заданий, ориентированных на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений, как ведущих умений интеллектуальной деятельности [4, с.46].

Будущему специалисту необходимо развивать воображение и интуицию, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать способ решения проблемы. Использование деятельностных технологий позволяет повысить качество готовности специалистов к практической профессиональной деятельности. Всему этому можно и нужно научить на занятиях по математике в среднем специальном учебном заведении.

На основе деятельностного подхода разработана современная концепция обучения математике как обучение математическим знаниям и математической деятельности.

В основу современного обучения математике положена концепция, сущность которой заключается в развитии личности посредством различных видов учебной деятельности.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно участвуют в учебном процессе .

Значительную роль на современном этапе развития общества играет информатизация – широкомасштабное применение методов и средств получения, накопления, переработки, передачи и хранения информации. Новые информационные технологии (НИТ) широко используются в различных сферах современного общества, в том числе и в образовании. В настоящее время практически во всех странах мира компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. НИТ дали развитие новой технологии образования, сочетающей деятельность обучаемого с преимуществами дифференциации и индивидуализации обучения. Компьютеры обладают рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого и решить некоторые методические проблемы традиционного процесса обучения.

Потенциал НИТ в обучении математике позволяет наиболее продуктивно реализовать основные идеи деятельностного подхода за счет организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности студента и преподавателя.

Под обучением математике понимается обучение определенной математической деятельности. Это соответствует концепциям как деятельностного, так и информационного подходов к обучению, так как процесс обучения в этом случае становится процессом управления учебной математической деятельностью студентов.

Сегодня обучение учащихся знаниям и деятельности принимается в качестве одной из ведущих установок; в педагогическом процессе намечена прогрессивная тенденция реализации деятельностного подхода в обучении в школе и вузе. На основе деятельностного подхода разработана современная концепция обучения математике как обучение математическим знаниям и математической деятельности.

Сущность деятельностного подхода по Г. И. Саранцеву состоит в реализации деятельностной природы знаний. Он применяется в разных смыслах: 1) как составляющая методологической основы методики обучения математике; 2) как обучение способам деятельности; 3) как обучение различным действиям, адекватным содержанию обучения математике; 4) как учебная деятельность[3, с.16-17].

На основе этих результатов определены схемы, структура и алгоритмы проблемного обучения математической деятельности, разработаны системы задач и алгоритм конструирования задач для последовательного проведения учащегося через все аспекты математической деятельности, построена система и раскрыто содержание приемов учебной деятельности в контексте развивающего обучения, разработана методика обучения с ее использованием для реализации деятельностного подхода, раскрыта роль задач как средства проблемного обучения математической деятельности [1].

В настоящее время данная ориентация обучения отражена в Государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, где указано, что одним из компонентов общепредметного содержания образования являются общие учебные умения и навыки, обобщенные способы учебной деятельности.

Деятельность – процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Учебная деятельность представляет собой деятельность студента, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач. Решение учебной задачи происходит посредством учебных действий контроля и оценки [2, с. 42-43].

Можно провести параллель между основными понятиями деятельностного подхода в методике преподавания математики и использованием новых информационных технологий в процессе обучения математике студентов ссузов, так как данные концепции имеют одно основание - ориентированность на деятельность студента (см. таблицу).

Таблица

 

Понятие

Содержание понятия

Использование НИТ в обучении

учебная деятельность

Потребность

Изучение математики с целью развития, для изучения смежных дисциплин

Прикладные программные средства способствуют развитию:

§ самостоятельной продуктивной деятельности студента;

§ алгоритмического мышления;

§ творческого мышления;

§ пространственного мышления;

навыков исследовательской деятельности и решению задач смежных дисциплин

Мотивы

Внешние

(социальные мотивы)

Мотив накопления полезных жизненных навыков (умение в совершенстве владеть компьютером необходимо в любой современной профессии), мотив престижа (владение модными средствами коммуникации, обмена и поиска информации)

Внутренние

(познавательные мотивы)

Повышают уровень мотивации к изучению математики за счет нетрадиционных форм организации занятий

Полный цикл учебно-познавательной

деятельности студента

Конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий:

 

1) восприятие

Использование демонстрационных слайдов, технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности, графических возможностей пакетов математических систем

2) осмысление

Использование возможностей компьютерного моделирования, которое основывается на математической модели, лабораторного практикума, анимации

3) запоминание

Возможности систем гипермедиа, электронных учебников, тестовых оболочек

4) применение

Использование возможностей табличного процессора MS Excel, компьютерных математических пакетов

5) обобщение и систематизация

Технология CD ROM, дистанционный обучающий курс, медиатеки, электронные библиотеки

Уровни учебно-познавательной

деятельности студента

Определяются степенью продвижения ученика по этапам полного цикла учебно-познавательной деятельности студента:

1) понимание – запоминание – воспроизведение;

2) применение усвоенного в стандартной ситуации;

3) применение обобщенных знаний в нестандартной ситуации.

Применение специальных обучающе-контролирующих программ, позволяющих каждому студенту отработать алгоритм решения задач на заданиях различного уровня сложности

Учебная задача

Обобщенная цель

Возможность качественно реализовать все этапы работы с задачей или теоремой за счет визуального представления каждого этапа и моделирования задачных ситуаций; решить большое количество расчетных задач профессионально значимых для студентов ссузов, с помощью специализированных математических систем и пакетов;

Контроль и коррекция

учебной деятельности

Прослеживание хода учебной деятельности, своевременное влияние, обнаружение ошибок и внесение корректив

Автоматизированное тестирование: тесты типа MCQ(вопрос с набором вариантов единственного возможного ответа), структурированные и адаптивные тесты CAT (заложена приспособляемость к возможностям испытуемого)

Оценка

Определение степени усвоения студентами знаниями, умениями и навыками, предъявляемыми к ним учебными программами

Критериально-ориентировочные автоматизированные тесты, автоматизированные системы регистрации и анализа результатов тестирования

 

Осуществляя деятельностный подход, мы организуем учебную работу так, чтобы студенты являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

Анализ результатов исследования в области методики обучения показывает, что наиболее эффективной является методическая система обучения на основе НИТ, максимально реализующая деятельностный подход к обучению. На наш взгляд, получить высокие результаты в обучении математике студентов ссузов можно лишь, реализуя возможности информационных технологий обучения с учетом закономерностей учебной деятельности.

Обучение математике студентов с использованием новых информационных технологий позволяет ставить диагностируемые цели и корректировать учебный процесс, сделать процесс обучения результативным, управляемым, реализовать полный цикл учебной деятельности.

 

 

Литература

1. Байдак, В.А. Деятельностный подход в обучении математике: от концепции до внедрения http://www.omsk.edu/volume/2006/methodics/vestnik-omgpu-139.pdf

2. Оленькова, Т.В. Технологический подход к организации самостоятельной работы студентов педвуза (на примере изучения курса алгебры). Дисс. …канд. пед. наук.Саранск, 2005.- 174с.

3. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе. – М: Просвещение, 2002.- 224 с.

4. Шкодкина, Н.Н. Колледж как системообразующий элемент в системе непрерывного образования малого города // Среднее профессиональное образование. 2001, № 7, с. 46-47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle