Библиографическое описание:

Шмидт Н. М. Интегрированный курс как инструмент повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 295-300.

В настоящее время важной проблемой является подготовка компетентных специалистов, которые могли бы конкурировать на рынке труда и быть востребованными обществом. Это требует пересмотра традиционных форм обучения и перевода его на инновационные технологии, которые бы обеспечивали высокий уровень подготовки будущих специалистов различного направления, в том числе и в области государственного и муниципального управления.

Современный менеджер государственного и муниципального управления (ГМУ) – специалист, обладающий высокой культурой делового общения и глубокими теоретическими знаниями и умениями в области экономики, математики, информатики, теории управления и принятия решений, а также практическими навыками управления людьми. В условиях конкуренции, дефицита, избытка и противоречий в поступающей информации, кроме фундаментальных знаний в перечисленных выше областях знаний, муниципальному служащему требуются умения и навыки выполнения анализа резко меняющихся социально-экономических условий, применения методов оптимального принятия управленческого решения в режиме неопределенности и риска. Поэтому система подготовки должна быть такой, чтобы сделать востребованным студента как со стороны руководителей организаций, так и людей, осваивающих профессию менеджера.

В ходе проведенного нами исследования нами было установлено, что в отечественной науке наблюдается большое разнообразие точек зрения о личности и профессионализме менеджера ГМУ. На сегодняшний день существует позитивное стремление представить особенности личности и профессионализма руководителя комплексно, на основе качеств личности, присущих ей индивидуально-типологических особенностей, а также исследований по структуре профессионализма. К профессионально важным качествам менеджера ГМУ в первую очередь относятся: коммуникабельность, готовность оперативно принимать решения, готовность к разумному риску, способность творчески решать поставленные задачи, инициативность и ответственность, высокая стрессоустойчивость, аналитический склад ума, способность критически оценивать свою деятельность и стремление к постоянному совершенствованию.

Неотъемлемой частью подготовки к профессиональной деятельности будущих менеджеров ГМУ является формирование профессионально важных качеств. Нечеткое представление о будущей специальности, расхождения личных представлений с реальными условиями профессионального обучения в вузе нередко приводят к разочарованиям.

Переосмысление роли математики в системе подготовки менеджера государственного и муниципального управления, понимания ее как основы для формирования профессионализма требует стирания грани между фундаментальными и экономико-управленческими науками, а значит и интеграции учебных дисциплин. Математика может быть интегрирующим фактором по отношению к другим предметам, как близким, граничащим с ней, так и более удаленным от нее, так как математика является языком науки, следовательно, она должна «работать» как в естественнонаучной, так и в экономической и в управленческой сферах.

Поэтому для реализации педагогического инструментария подготовки будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности мы воспользовались идеей интеграции. В.И. Загвязинский в работе [2] рассматривает интеграцию в образовании как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов и разных предметных областей. Проведение интегрированных занятий ускоряют формирование целостных знаний, убеждений и мировоззрение студентов, сокращают сроки изучения предметов. Это позволяет им повышать свой интеллектуальный потенциал. Интеграция математического и экономико-управленческого знания позволяет совместить экономико-управленческое знание с математическим мышлением.

На наш взгляд содержание обучения в вузе не формирует у обучающихся понимания роли высшей математики как органического элемента профессионального образования. Для превращения математики в средство обучения профессии, а значит и формированию профессионально важных качеств, нами в рамках диссертационного исследования разработан интегрированный курс «Математика для менеджеров ГМУ».

Под интегрированным курсом мы понимаем целостную информационно-образовательную среду, обеспечивающую развитие профессиональных и личностных качеств менеджеров ГМУ и подготовку их к будущей профессиональной деятельности.

В нашей работе разработан интегрированный курс (ИК), интегрирующий математику, дискретную математику, элементы экономики и теории управления. Педагогическое построение и разработка интегрированного курса предполагает предварительное проектирование. Оно подразумевает описание целей, задач, средств, методов, принципов и условий педагогической деятельности. Целью курса «Математика для менеджеров ГМУ» является развитие профессиональных и личностных качеств будущих менеджеров ГМУ, а так же формирование математических навыков решения профессиональных задач. Это определяет дидактическую задачу – отобрать содержание обучения и организовать профессионально-ориентированный педагогический процесс. Задачи курса: помочь приобрести математические знания, умения и навыки, необходимые для изучения специальных дисциплин; научить будущих менеджеров владеть математическим аппаратом для решения профессиональных задач; научить интерпретировать решения задач с профессиональной точки зрения; расширить представления студентов о приложении математического аппарата для решения экономико-управленческих задач; развивать логическое мышление; развивать навыки самообразования.

В основу проектирования ИК и применения его в процессе обучения положены личностно-деятельностный и модульный подходы. Первый подход реализован при организации и проведении занятий, второй – при отборе, систематизации, структуризации и представлении учебно-содержательной информации студентам в структуре курса. Кроме того, при создании ИК использованы основные положения теории поэтапного формирования умственной деятельности, теории игр, теории информационного обеспечения, теория развивающего обучения.

Содержание ИК разработано с учетом требований к подготовке менеджеров ГМУ. При этом учитывались результаты опроса педагогов, анкетирования студентов, уровень подготовленности студентов, их возрастные и психофизиологические особенности, специфика эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников образовательного процесса.

При отборе и структуризации учебного материала актуальным является вопрос выбора критериев, оказывающих влияние на содержание образования. Мы придерживались точки зрения Б.С. Гершунского [1], согласно которой содержание обучения должно соответствовать следующим критериям: оно должно быть: ориентированным на профессиональную модель специалиста, отражая тем самым требования к формированию профессиональных качеств будущих менеджеров ГМУ, и рассчитано на реализацию в ближайшей перспективе.

В ходе любого образовательного процесса перед обучающимися постоянно стоит проблема решения задач. Если при решении системы задач деятельность обучающихся ограничивается репродуктивными действиями, то обучение не выполняет развивающую и воспитывающую функции. По мнению В.И. Загвязинского, построение учебного познания как системы задач и разработка средств (предписаний, приемов), чтобы помочь обучающимся осознать проблемность предъявляемых задач, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций личностно-значимым для обучающихся, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, и составляет сущность задачной технологии обучения. Таким образом, задачный подход является инструментарием, способствующим профессиональной направленности подготовки специалистов государственного и муниципального управления. В нашем исследовании мы под задачным подходом понимаем управление образовательным процессом посредством системы задач, направленным на подготовку будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности и достижение планируемых результатов.

Не отрицая важность каждой отдельной задачи, эффективность педагогического процесса обеспечивает система задач, а не простой случайный их набор. Они позволяют моделировать не только научно-познавательную деятельность, но и личностные функции обучаемых: избирательность, креативность, умение ставить и решать разнообразные профессиональные задачи, выдвигать альтернативные идеи, разрабатывать новые критерии для отбора и поиска эффективных решений, нести ответственность за принимаемые решения, способность к групповому взаимодействию.

Для подготовки будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности нами предлагается система задач, включающая в себя следующие задачи: профессионально-ориентированные; поисково-ориентированные; эвристические; научно-поисковые; рефлексивные.

Отбор задач осуществлялся так, чтобы они соответствовали хотя бы одному из критериев, обеспечивающих связь с профессиональными и личностными качествами менеджера: содержала какие-либо ценностные компоненты; имела профессиональную направленность (экономика, менеджмент, теория государственного управления, разработка и принятие управленческого решения); имела социальную направленность (искусство, политика, экология); была связана с жизнью и экономикой государства, региона или промышленностью края.

Мы полагаем, что система задач, направленных на формирование профессиональных и личностных качеств менеджеров ГМУ, должна удовлетворять дидактическим требованиям:

1.       Задача, предъявляемая студенту, должна быть интересной и личностно значимой, за счет информации содержащейся в задаче, реальности и близости профессиональной деятельности студента; оригинального решения, требующего применения известных методов в необычных условиях, требующих рационализации известных приемов, поиска выхода из противоречий, выбора оптимального решения из возможных альтернатив, обобщений известных понятий и операций.

2.       Система математических задач должна включать в себя все основные темы курса. При этом структурные характеристики задач должны быть разноплановые: с недостающей, с избыточной, с противоречивой исходной информацией, задачи, в которой практически отсутствует информация, а есть только цель деятельности; задачи на прогнозирование; на оптимизацию; рецензирование; доминирование соответствующих логических операций; содержащих процедуры управления и общения в решении задач; конструирование и т.п. Тип этих задач учит не приступать к решению задачи сразу, полагая, что внешний вид совпадает с действительным содержанием, а приучает к поэтапной процедуре принятия решений, посредством решения математических задач, а именно, проводить: анализ проблемы (анализ ситуации, предполагающий сбор и обработку информации); идентификация проблемы (полный и правильный диагноз проблемы); формирование замысла решения (предстоящей операции); обоснование решения (анализ механизма ситуации, формирование множества альтернатив, получение и оценка результатов для альтернатив, измерение и моделирование предпочтений для принятия решений); решение (принятие управленческого решения).

3.       Предложенные задачи должны соответствовать уровню теоретических знаний и практическому опыту студентов в целях обеспечения самостоятельного решения.

Таким образом, использование системы задач в процессе обучения математике с учетом задачного подхода может обеспечить формирование и развитие у будущего специалиста такие качества как: нестандартное мышление; избирательность, инициативность и способность генерировать идеи; способность решать проблемы быстро и эффективно; навыки и упорство в решении проблем; гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям; способность четко определять цели выполняемой работы и собственные цели; навыки и упорство в решении проблем; ответственность за работу и принятые решения; внутренняя потребность и способность к саморазвитию и самоорганизации; изобретательность и способность к инновациям; знание современных управленческих подходов; умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональная уравновешенность; этика менеджера.

Методическое обеспечение ИК содержит в себе рекомендации педагогу по организации и проведению занятий (общая характеристика, назначение, технические средства поддержки, структура информационной среды, критерии оценки педагогической полезности ИК, ожидаемые результаты) и инструкции студенту по работе с курсом, а также учебное пособие, содержащее теоретический, справочный и практический материалы. Методическое обеспечение разрабатывается с учетом уровня подготовки (методической и психологической) педагогов к применению ИК.

Интегрированный курс в реальном педагогическом процессе может использоваться в учебное и внеучебное время, на факультативах. Для применения ИК в реальной педагогической практике к нему разработано дидактическое обеспечение. Оно состоит из комплекса учебно-методических материалов и компьютерной поддержки.

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. На факультативных занятиях лекции сочетаются с различными видами самостоятельной работы студентов. Назначение факультатива – научить студентов будущих менеджеров владеть математическим аппаратом для решения профессиональных задач; самостоятельно разбираться в математических понятиях, используемых в специальной литературе; помочь приобрести математические знания, умения и навыки, необходимые для изучения специальных дисциплин в подготовке студентов к избранному ими роду деятельности; сформировать умения математически формулировать и решать задачи, а также научить интерпретировать решения с профессиональной точки зрения, развивать логическое мышление. Как показывает наш опыт, данный курс выполняет несколько основных функций: координирующую; формирующую; системообразующую; мотивационную; интеллектуальную; контрольно-корректирующую.

Для реализации поставленной цели мы отобрали систему принципов, определенных взаимозависимостью математической подготовки со сферой профессиональной деятельности. ИК разработан на основе модульного обучения с использованием следующих принципов: системности, интеграции, модульности, проблемности, вариативности, паритетности, профессиональной направленности знаний. Все названные принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и дополняют друг друга.

При использовании ИК мы комплексно применяли следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, активизации мышления, методы творческой деятельности, алгоритмические. Применение методов активизации мышления особенно эффективны для активизации групповой работы студентов, что особенно важно в работе с будущими менеджерами.

В результате использования интегрированного курса «Математика для менеджеров ГМУ» активизируется самостоятельная учебная деятельность студентов, формируются умения в решении стандартных экономико-управленческих задач и нестандартных, логическое мышление, а также умение работать в группах. В процессе решения математических задач, требующих выполнения элементов решения профессиональных задач менеджеров, приобретается опыт инновационной деятельности, что позволяет выйти за рамки математических знаний, предусмотренных учебной программой и усвоить новые способы применения математических методов. В результате формируются профессиональные и личностные качества будущего менеджера ГМУ.

В экспериментальных группах обучение проводилось с использованием интегрированного курса, дополненного комплексом учебно-методических материалов и компьютерной поддержкой. В экспериментальной группе за год изучения интегрированного курса количество студентов, имеющих низкий уровень подготовки, уменьшилось на 28,58%; в свою очередь количество студентов с высоким уровнем повысилось на 17,86%. Итоги формирующего эксперимента показали качественные изменения в подготовке студентов экспериментальной группы.

Из проведенного эксперимента можно констатировать, что данные итогового среза свидетельствуют об активизации учебной деятельности студентов, что является необходимым условием эффективного усвоения учебного материала; произошли изменения в объеме усвоения знаний в области экономики, теории разработки и принятия решений и математике; значительно увеличился рост уровня подготовки к профессиональной деятельности студентов экспериментальной группы.

Следовательно, интегрированный курс является эффективным инструментом повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Рубцовского института (филиала) АлтГУ, Сибирской академии финансов и банковского дела, Новосибирского государственного аграрного университета, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.

 

Литература.

1.      Гершунский, Б.С. Содержание обучения как объект прогностического исследования. Программное обучение [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.; 1980. - 37с.

2.             Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle