Библиографическое описание:

Сумцова О. В. Использование игрового метода в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 284-288.

В данной работе рассматривается одна из важных проблем, существующих при обучении иностранным языкам – проблема организации обучения с использованием игрового метода. Особое внимание в данном исследовании уделяется использованию ролевых игр  в обучении иностранному языку в неязыковом вузе.  Следует отметить, что о возможности обучения с использованием игрового метода известно давно и многие методисты и педагоги справедливо обращали  внимание на эффективность использования данного метода. Прежде всего эффективность использования игрового метода объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека. Именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного процесса и  облегчения сложного процесса обучения.

По определению М.Ф. Сторонина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».[ 40, стр.3] Игра – это разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В игре моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций. С помощью игры происходит не просто передача знаний при обучении иностранным языкам. Одна из основных функций игрового методика – это создание проблемно – познавательных ситуаций и управление процессом познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

Использование игровых форм обучения иностранному языку делает учебный процесс более содержательным и более качественным, так как:

- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого обучаемого в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления     процессом обучения;

- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности студентов, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

- игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

-  в игре команды или отдельные обучаемые изначально равны(нет плохих или хороших студентов: есть только участники игры); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей и умений, характера;

- состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для студентов; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятиях  и усиливает мотивацию к изучению иностранного языка;

- игра занимает особое место в системе активного обучения иностранному языку: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения;

Немаловажным фактором является и то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому студенту. Более того, слабый в языковой подготовке студент может стать первым  в игре: находчивость и сообразительность здесь тоже играют важную роль.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению следующих методических задач:

            - создание психологической готовности обучаемых к речевому общению;

            - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

            - тренировку обучаемых  выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще;

Необходимо определить основные функции игровой деятельности. Это такие функции как обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая и развивающая. Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций:

1.Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии основных обучающих умений и навыков. Игра требует от студентов напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение, следовательно все это обостряет мыслительную деятельность обучаемых.

2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное и гуманное отношение  к партнерам по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, так как помимо спонтанной речи студенты обучаются определенным фразам – клише речевого и делового этикета.

3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие  в интересное  и необычное событие, что повышает мотивацию студентов к обучению иностранного языка.

4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, установлении новых эмоционально- коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5. Релаксационная функция – это снятие эмоционального напряжения, вызванного интенсивным обучением иностранному языку.

6. Психологическая функция состоит в основном в осуществлении психологического тренинга и психокоррекции различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).

7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

 Рассмотрев основные функции игровой деятельности, следует рассмотреть вопрос о классификации непосредственно самих игр. В настоящее время существует множество взглядов на данную проблему и до сих пор  в педагогической и методической литературе нет однозначной классификации игр. Например отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, причем если первая категория игр является «субъективно- объективной», то ролевые игры относятся к «субъективно –субъективным». Однако по характеру игровой методики игры можно разделить на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации. Следует отметить, что различные виды драматизации, импровизации и  разыгрывание диалогов по ролям являются своеобразными приемами обучения иноязычной речи, а не видами ролевой игры. Что же касается ролевых игр, то большинство из них направлено на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.

Необходимо подробнее остановиться а ролевых играх, так как использование ролевых игр на занятиях по  иностранному языку в вузе имеет огромное значение. Прежде всего ролевые игры используются для моделирования реальной ситуации общения. К применению ролевой игры на занятиях методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «инсценируйте диалог или ситуацию»(Role-play the Dialogue or the Situation) занимают прочное место  в арсенале методических приемов. В ролевой игре в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Важен и тот факт, что поведение обучаемого в ролевой игре становиться белее произвольным и раскрепощенным, он не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе. Ролевая игра является учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе.

Существует несколько видов ролевых игр: контролируемая, умеренно контролируемая, свободная, эпизодическая и длительная. Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае студенты знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают необходимую лексику и речевые клише. После этого обучаемым предлагается составить свой вариант диалога. Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом одному из обучаемых предлагается сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а остальным студентам- взять у него интервью. В обоих случаях преподаватель дает инструкции обучаемым и контролирует ход игры.

Более сложной является умеренно-контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. В данном случае проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Всем участникам ролевой игры важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Но наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества обучаемых.

 Необходимо подробнее остановиться на свободной ролевой игре, так как при ее проведении студенты сами должны решить, какую лексику им использовать, как будут развиваться события ролевой игры. Преподаватель только называет тему ролевой игры, а затем просит обучаемых составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Таким образом, свободная ролевая игра наиболее подходит для обучаемых, обладающих достаточно высоким уровнем знаний иностранного языка.

Немаловажно рассмотреть свойства ролевой игры и ее характеристики. Ролевая игра характеризуется:

- особым отношением к окружающему миру (каждый участник игры одновременно находится в реальном мире и в мире воображения, что делает игру особенно притягательной для обучаемых);

- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений);

- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

-особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются обучаемым в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).[1, 28]

Необходимо перечислить основные преимущества ролевой игры, так как ролевая игра обладает большими обучающими способностями. Прежде всего ролевая игра является самой точной моделью общения. Также ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана, так как точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает обучаемый, сужает его до субъективного мотива. Ролевая игра предполагает усилия личностной сопричастности ко всему происходящему, а это повышает эмоциональный тонус обучаемых, что положительно сказывается на результате и конечно же на усвоении иностранного языка. Ролевая игра способствует формированию сотрудничества и партнерства. В соответствии с вышеперечисленными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной действительности. Отличие же заключается  в том, что ролевая игра-это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

Несомненно, ролевая игра выполняет определенные функции, так же как и игровая деятельность в целом. Основными функциями ролевой игры являются обучающая, ориентирующая и мотивационно-побудительная. Необходимо рассмотреть эти функции подробнее. Обучающая функция обеспечивается ролевой игрой, так как ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию языковых навыков  и умений, позволяет моделировать общение обучаемых в различных речевых ситуациях. Ролевая игра ориентирует студентов на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, оценивание объективно себя и других. Таким образом ролевая игра выполняет ориентирующую функцию. Одной из целей ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании,  а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. Именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Немаловажною позицию в ролевой игре занимает преподаватель. С позиции преподавателя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в развитии и закреплении речевых навыков и умений.

Джон В.Оллер отмечает, что «ролевая игра делает человека более гибким, то есть добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых жизненных ситуациях». [35, с.77]

Необходимо рассмотреть технологию ролевой игры. Она состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Также на данном этапе подготовки составляется план проведения игры.

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели занятия. При необходимости обучаемые обращаются к преподавателю за помощью и дополнительными разъяснениями.

3. Этап проведения – процесс игры. На этом этапе обучаемые разыгрывают предложенную ситуацию.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры преподаватель вместе со студентами проводит обобщение, то есть обучаемые обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. Также преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, подводит окончательный итог занятия.

В заключении необходимо отметить, что игровая форма обучения способствует использованию и развитию различных способов мотивации. Например, в ролевой игре каждый обучаемый может проявить себя, свои знания и умения. Важны также и познавательные мотивы, так как ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон, а неудача воспринимается не как личное поражение, а элементарное поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность. Обучаемые, являясь участниками ролевой игры, испытывают потребность  в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственные применения и тем самым выявляется их ценность.

С помощью ролевой игры осуществляется учебно-познавательная деятельность студентов. Ролевая игра отличается двуплановостью, то есть наличием двух реальностей, в которых пребывает участник игры: искусственно созданная и действительная. Поэтому исполнителю определенной роли постоянно приходиться соотносить свои решения, в результате чего и происходит усвоение обучаемыми знаний и умений.

Подводя итоги данного исследования, нужно отметить, что игре отводятся самые различные функции, которые уже были рассмотрены выше. Использование игры на занятиях иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений и формирования или закрепления умений и навыков. Игра имеет большое значение  для развития мотивационно-потребностной сферы обучаемого. Определенно, именно игра повышает мотивацию  к изучению иностранного языка, особенно в неязыковом вузе. Игровой  методы должны использоваться на различных ступенях обучения иностранному языку, как со студентами младших курсов, так и старших. Именно с помощью игровых методов возможно применение теоретических знаний на практике, а будущем и в реальных жизненных ситуациях.

 

 

 

Литература:

1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди» Москва,1998г.

2. Казанцева Т.Н. «Элементы методики преподавания английского языка» http://www.fegi.Ru

3. Конышева А.В. «Игровой метода в обучении иностранному языку» Санкт-Петербург,2006г.

4. Эльконин Д.Б. «Психология игры» Москва, 1978г.

          

 

 

 

 

    

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle