Исследование влияния нарушения продолжительности сна на общую работоспособность и здоровье старшеклассников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Здоровьесбережение

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.05.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Вафин, М. Ф. Исследование влияния нарушения продолжительности сна на общую работоспособность и здоровье старшеклассников / М. Ф. Вафин, В. В. Зубков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4463/ (дата обращения: 01.06.2024).

Препринт статьи



Актуальность и практическая значимость

Сон — это состояние, во время которого взаимодействие организма с внешним миром затормаживается, а осознаваемая психическая деятельность частично прекращается. Сон оказывает восстанавливающее действие почти на все органы и системы организма — от мозга, сердца и легких до иммунной и нервной системы. В подростковом возрасте сон очень важен, так как в этом возрасте происходят значительные физиологические изменения, и сон играет ключевую роль в их нормальном развитии и функционировании.

Недостаточное количество сна может привести к ряду негативных последствий для здоровья старшеклассников, включая нарушение эмоционального состояния, ухудшение академической успеваемости, ухудшение работоспособности в целом.

К сожалению, в наше время практически у каждого старшеклассника можно наблюдать проблемы с продолжительностью сна. Поэтому тема данного проекта и его изучение актуальны. Подробное изучение влияния сна на наш организм поможет осознать, насколько важен сон для организма.

— Изучение нарушений сна может помочь выявить факторы риска для развития различных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и ожирение.

— Недостаток сна может привести к ухудшению концентрации внимания, памяти и реакции на стресс.

— Ухудшение качества сна может повлиять на физическое и психическое здоровье подростков, что может привести к снижению успеваемости в школе.

— Несоблюдение режима дня и нарушение графика сна могут привести к увеличению уровня стресса и тревожности

— Нарушения сна могут оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние подростков, вызывая депрессию, тревогу и другие психологические проблемы.

— Нарушение сна может оказать отрицательное воздействие на иммунную систему, что повышает риск инфекционных заболеваний.

— Несоблюдение режима дня и нарушение графика сна также могут привести к нарушению гормонального баланса, что может привести к различным проблемам со здоровьем.

Обзор литературных источников по теме проекта.

M. A. Carskadon тестировала влияние потери сна на одну ночь, на ночной сон, работоспособность и сонливость. Тестирование проводилось с помощью 12 подростков от 12 до 15 лет. Величина и направление изменений стадий сна после потери сна были сопоставимы с аналогичными результатами у пожилых людей. По итогам тестирования не было отмечено заметных различий в реакции потери сна у молодых подростков по сравнению с пожилыми людьми. [1, 30.10.23]

J. A. Owens рассматривает тот факт, что хроническая потеря сна и связанная с ней сонливость в подростковом возрасте представляют собой серьезную угрозу академическим успехам и здоровью. Также автор упоминает литературу о характере сна у подростков, факторах, способствующих хронической потере сна (например, использование электронных средств массовой информации, потребление кофеина), о последствиях для здоровья. [2, 02.11.23]

Gradisar M., Gardner G., Dohnt H. отмечают, что здоровье сна подростков становится все более признанным во всем мире, как серьезная проблема. Были представлены результаты метаанализа 41 исследования. По их итогам последствия недостаточного сна включают сонливость в дневное время, а также множество более широких проблем в различных сферах функционирования. Также этот обзор 41 исследования демонстрирует ряд идей о влиянии возраста и культуры на сон подростков. [3, 03.11.23]

Matricciani L., Olds T., Williams M. затрагивают тему того, что дети спят меньше, чем раньше? и это исследование проверило силу доказательств этой идеи, проследив “научную генеалогию” утверждений, представленных в литературе. Был проведен систематический обзор рецензируемой литературы для выявления утверждений о вековой тенденции в детском сне. В обзоре выявлено 51 исследование. Из них 17 подтвердили доказательства и 34 предоставили заявления без доказательств. Авторы делают вывод, что генеалогия понятия о вековом ухудшении детского сна обнаруживает ограниченную научную основу. [4, 06.11.23]

Полуэктов Михаил Гурьевич указывает, что нарушения сна являются распространенным и серьезным заболеванием, которое существенно снижает качество жизни пациентов и может привести к развитию других серьезных заболеваний. Автор представляет обзор главных категорий нарушений сна, таких как синдромы апноэ, бессонница, нарколепсии, синдром беспокойных ног. Михаил Гурьевич также приводит результаты последних исследований, посвященных диагностике и лечению нарушений сна, и описывает основные методы медикаментозной и нефармакологической терапии. Автор подводит итоги указывая на важность раннего выявления и правильного лечения нарушений сна для предотвращения развития сопутствующих заболеваний и улучшения качества жизни пациента. [5, 11.11.23]

Научная статья Немковой С. А. посвящена актуальности проблемы нарушений сна у детей. В статье указывается, что нарушения сна являются распространенным явлением у детей разного возраста и могут оказывать негативное влияние на их физическое и психическое здоровье. Автор рассматривает современные принципы комплексной диагностики нарушений сна у детей. Основными методами диагностики являются клиническое обследование, исследования факторов риска, лабораторные и инструментальные. А также Немкова С. А. изучает различные нарушения сна у детей, включая обструктивную апноэ сна, синдром беспокойных ног, синдром задержки фазы сна. Также автор указывает на необходимость индивидуального подхода к каждому пациенту, учитывая его возраст, особенности нарушений сна и возможные причины их возникновения.

Цель и задачи

Цель: изучить эффекты продолжительности сна на концентрацию, память и общую работоспособность школьников 10–11.

Задачи:

— Ознакомиться с научными статьями и публикациями, посвященными влиянию продолжительности сна на школьников;

— Выявить зависимость работоспособности от сна, различие продолжительности сна у старшеклассников;

— Составить критерии для оценки уровня продолжительности сна;

— Провести опрос среди учащихся 10–11 классов;

— Подвести итог исследования.

Методы

  1. Социологический опрос — это метод социального исследования посредством учета мнения различных людей.
  2. Анализ опроса — подробный разбор результатов проведенного социологического опроса с целью обобщения их в виде вывода.
  3. Обобщение фактов — способ выделения общих свойств, связей, закономерностей.

Опрос был проведен в январе 2024 года. В нем приняли участие 160 человек.

Анализ опроса

По результатам опроса выяснилось, что 85,6 % респондентов считают, что, когда они высыпаются, их работоспособность и эмоциональное состояние улучшаются, а остальные 14,4 % опрошенных так не считают.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Считаете ли вы, что ваша работоспособность и эмоциональное состояние улучшаются, когда вы высыпаетесь?. Количество ответов: 160 ответов.

Также выяснилось, что 54,4 % часто приходиться бодрствовать до поздней ночи из-за учебы или других обязанностей. У 34,4 % в этом случае иногда приходиться бодрствовать, 10 % редко и лишь 2 % никогда.

К тому же, в результате было замечено, что 80 % чувствуют усталость и сонливость в течение дня, если не высыпаются. При этом 20 % в этом случае усталости и сонливости не чувствуют.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Чувствуете ли вы усталость и сонливость в течение дня, если не достаточно спите?. Количество ответов: 160 ответов.

Кроме того, определилось, что 80,6 % думают, что недостаток сна сказывается на их способности концентрироваться и понимать учебный материал. Однако 19,4 % так не думают.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Думаете ли вы, что недостаток сна сказывается на вашей способности концентрироваться и понимать учебный материал?. Количество ответов: 160 ответов.

Также была выяснена средняя продолжительность сна в будни и выходные. В будни средняя продолжительность сна составила: больше 8 часов (2,5 %), 6–8 часов (40 %), 4–6 часов (41,3 %) и 2–4 часа (16,3 %).

В выходные средняя продолжительность сна составила: более 8 часов (73,8 %), 6–8 часов (16,9 %), 4–6 часов (5 %), 2–4 часа (4,4 %).

Результат данного опроса показал, что большая часть людей зависит от режима сна. Как их работоспособность, эмоциональное состояние, так и усталость, сонливость, концентрация и понимание учебного материала. Также опрос помог выявить зависимость сна от учебы, то что по выходным большая часть людей спит гораздо больше, чем в будни.

Вывод

Исследование влияния нарушения продолжительности сна на общую работоспособность и здоровье старшеклассников подтверждает, что недостаточное количество сна негативно влияет на их физическое и психическое состояние. Учащиеся, испытывающие дефицит сна, часто сталкиваются с ухудшением внимания и концентрации, что приводит к снижению успеваемости в учебе. Кроме того, недостаток сна может привести к усталости, сонливости, раздражительности и агрессивности у старшеклассников. Важно отметить, что данное исследование подчеркивает необходимость разработки и внедрения мер по содействию здоровому сну у школьников, включая образовательные программы о значимости сна, регулярное проведение мероприятий по созданию условий для комфортного сна и осуществление контроля за его качеством и продолжительностью.

Литература:

  1. Carskadon, M. A. Sleep loss in young adolescents. [30.10.23] https://academic.oup.com/sleep/article/4/3/299/2750182?login=false
  2. Owens, J. A. (2014). Insufficient sleep in adolescents and young adults: An update on causes and consequences. https://publications.aap.org/pediatrics/article/134/3/e921/74176/Insufficient-Sleep-in-Adolescents-and-Young-Adults?autologincheck=redirected
  3. Gradisar, M., Gardner, G., &. Dohnt, H. (2011). Recent worldwide sleep patterns and problems during adolescence: A review and meta-analysis of age, region, and sleep. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1389945710004326?via %3Dihub
  4. Matricciani, L., Olds, T., &. Williams, M. (2011). A review of evidence for the claim that children are sleeping less than in the past. https://academic.oup.com/sleep/article/34/5/651/2281496
  5. Полуэктов М. Г. Нарушения сна в практике невролога. https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sna-v-praktike-nevrologa
  6. Современные принципы комплексной диагностики и лечения нарушения сна у детей. Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина» Немкова С. А. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-kompleksnoy-diagnostiki-i-lecheniya-narusheniy-sna-u-detey


Задать вопрос