Технологии создания развивающего пространства группы для детей с ТНР через педагогическую культуру родителей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.05.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Плаксина, Е. С. Технологии создания развивающего пространства группы для детей с ТНР через педагогическую культуру родителей / Е. С. Плаксина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9205/ (дата обращения: 01.06.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает технологии создания развивающего пространства группы.

Ключевые слова: развивающее пространство, ключевые компетенции, кармашки-портфолио, педагогическая культура, современные технологии

Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе.

Системное рассмотрение процессов формирования ключевых компетенций дошкольников в развивающем пространстве ДОУ определяет целенаправленное систематическое воздействие, устойчивость отдельных показателей педагогических результатов и поиск соответствующих педагогических условий, обеспечивающих стабильное повышение уровня сформированности ключевых компетенций, составляющих в целом основу готовности к школе.

Цель: создание естественной стимульной среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, формирование единого воспитательно-образовательного пространства.

Задачи:

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— развитие всех познавательных функции (восприятия, внимания, памяти, мышления, а также речи и моторики;

— совершенствование предметно-игровой деятельности;

— поставить родителей в активную позицию участника образовательного процесса;

— создать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность детей с родителями (что важно для закрепления новых навыков);

— дать родителям возможность видеть достижения своего ребенка.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.

В этом учебном году работаю педагогом-психологом в старшей группе компенсирующей направленности. Основной целью является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и создание развивающейпредметно-пространственной среды , обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи . Из общеразвивающей группы, нужно было сделать группу для детей с тяжелым нарушением речи.

Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации, что обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи . Таким образом, возникла необходимость создания развивающей среды, обеспечивающей возможности для позитивной социализации, речевого и личностного развития каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Организация развивающей игровой среды предполагала зонирование пространства группового помещения . Всё оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах», принципом отбора которых выступает полнота различных видов детской деятельности.

Группа набиралась новая и, конечно же, всем хотелось побольше узнать друг о друге. Тогда и были придуманы «чудесные кармашки» или «кармашки — портфолио».

Всем известно, что портфолио ребенка дошкольного возраста — это прежде всего коллекция личных достижений в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Мне захотелось сделать портфолио ребенка немного другим. Собирать в него ту информацию, которая будет полезна ребенку и его родителям (что интересно по возрасту, чем занимается в группе, какие трудности испытывает).

Для начала было принято решение ознакомить со своей задумкой родителей, так как без их помощи нам не справится. На первом родительском собрании присутствовали все воспитатели и узкие специалисты, работающие на данной группе. С родителями была проведена беседа о предназначении «кармашек-портфолио», они заинтересовались и были не против данного предложения. Каждый после собрания получил бланк- портфолио, в котором нужно было заполнить: имя, день рождения, цвет волос, цвет глаз, любимый цвет, любимое блюдо, фото семьи. Заполнение его предполагалось совместно с ребенком. Нас очень порадовало, что родители быстро отреагировали на наше предложение и принесли заполненные бланки-портфолио. Каждый ребенок с радостью приклеил сам кармашек на дверцу своего шкафчика и вложил свой информационный листок.

«Кармашки — портфолио» решили использовать в помощь участникам педагогического процесса, сменяемость их должна была быть по мере необходимости. Например, музыкальный руководитель вкладывает индивидуальные стихи, четверостишья, музыкально-дидактические игры, мнемо-таблицы к песням, танцам. Я, как педагог-психолог выкладываю игры, дорисуй картинку, релаксирующие, коррекционно-развивающие упражнения. Учитель-логопед помещает в кармашки чистоговорки, карточки с артикуляционной гимнастикой и небольшие задания для развития лексико-грамматического строя речи.

В конце каждой лексической темы, мы, педагоги, работающие в данной группе, собираемся и обсуждаем положительные и отрицательные результаты. Планируем работу с детьми и родителями на следующий период. Вкладываем информацию в «кармашек-портфолио».

Дети и родители следят за актуальной информацией в своем кармашке и стараются сделать задание (если оно есть) как можно быстрее. Всем участникам педагогического процесса очень удобны данные кармашки, так как видим результат нашей совместной деятельности.

Для развития ключевых компетенций, умения выражать свои эмоции, принимать чувства одногруппников было принято решение создать уголок приветствия. Для нас педагогов это повод обсудить с ребенком его настроение. Каждое свое занятие начинаем именно с «Уголка приветствия», цель которого — создать эмоциональный настрой и мотивировать к участию.

Ритуал приветствия при входе в групповую комнату отлично подходит для эмоционального и благоприятного настроя детей на занятие. Организационные моменты позволяют позитивно настроить детей, организовать их внимание, наладить психологический контакт между педагогом и ребенком. На этом этапе формируется способность к внутренней самоорганизации для того, чтобы сосредоточиться. Данный уголок очень востребован и родителями, когда они заходят в группу, чтобы забрать ребенка.

Пообщавшись с детьми, я поняла, что родители, к сожалению, мало времени проводят с детьми за совместным чтением книг. Тогда было принято решение в данной группе проводить совместно со специалистом библиотеки «Сказкотерапию» и создать «Литературный центр» именно для родителей. Сотрудник библиотеки выкладывает книги для родителей в «Литературный центр». Все участники педагогического процесса обмениваются интересными, красочными книгами и потом обсуждают содержание.

На очередное родительское собрание была приглашена сотрудница библиотеки, которая рассказала о планируемой работе «Сказкотерапии», которая используется для психотерапевтической и развивающей работы.

Сказкотерапия — средство развития коммуникативной компетенции дошкольников. В самом начале педагог-психолог с библиотекарем выбрали примерный перечень художественной литературы, с которыми планировали ознакомить детей. Работу решила построить таким образом: сказку читает библиотекарь; педагог-психолог анализирует ситуацию, полученную из той или иной сказки, обговаривает с детьми хорошие и плохие моменты; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар, сопровождающий сказку, он должен быть несложным и разнообразный по характеру, темпу; учитель-логопед с детьми упражняется в выделении во фразах слов с определенным звуком, произносит слова из сказки с определенным звуком.

В дальнейшей работе планируем использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети могут перевоплотиться в разных сказочных героев.

Мы знаем, что чем интереснее, более эмоционально окрашен был учебный материал, тем лучше дети его запоминают и усваивают. Поэтому было принято решение создать световой уголок, чтобы выстроить более увлекательную коррекционно-развивающую работу, как для детей, так и для самого педагога-психолога. Использование светового уголка в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет в игровой, доступной и привлекательной форме проводить коррекционно-развивающие занятия, тем самым решать разные задачи более эффективно и задействовать несколько анализаторов одновременно.

Игры со светом — самый доступный и самый зрелищный вид занятий с детьми. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки заинтриговала детей.

Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела блеск и удивление в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях. На каждый календарный праздник разработана картотека игр. Стараюсь каждому ребенку в «кармашек-портфолио» вложить одну игру (разные игры), чтобы они дома совместно поиграли, потом родители меняются играми (сами вкладывают игру в кармашек портфолио другого ребенка»).

На следующий учебный год, когда воспитанники данной группы будут постарше, планирую развивать социальную и коммуникативную компетенцию, посредством технологии «Дети — волонтеры». Хочется подготовить воспитанников к школе, чтобы они могли общаться друг с другом и не чувствовали никаких преград, т. к. ребёнку с ТНР тяжело быть полноценным участником коммуникации. В приемной группы будет создан специальный совместный уголок для родителей и детей.

Данная работа имеет практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных организаций, внедряющих современные технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками. Можно использовать её как целиком для работы, так и её элементы для создания естественной стимульной среды, в которой ребёнок будет проявлять творческую активность и чувствовать себя комфортно и защищено.

Подводя итог, можно сказать, что данная работа укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает дыхательные и двигательные функции, развивает речь у детей с языковыми трудностями. Использование системы игр и упражнений дают положительные результаты. Дети входят в контакт со взрослыми и сверстниками, ребята научились вести диалог между собой. У детей наблюдается выраженная любознательность, стремление к творческому отображению познанного.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008.
  2. Корешкова, М. Н. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. / Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — с. 464–466.
  3. Макшанцева, Е. Д. Скворушка Сборник музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста / Е. Д. Макшанцева. — М.: АРКТИ, 1998. — 104 с.
  4. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. — М.: Линка-пресс, 2015.
  5. Ткачева, М. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-subektno-lichnostnogo-podhoda?
  6. Ярулина, Л. П. Формирование ключевых компетенций дошкольников / Л. П. Ярулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 385–387. — URL: https://moluch.ru/archive/10/777/.
Задать вопрос