Вопросы обеспечения защиты железнодорожных релейных шкафов
Авторы: Ахмедзянов Гаяз Гумарович, Деменюк Кирилл Евгеньевич, Димитраш Владислав Геннадьевич, Лисюк Яна Валерьевна
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 07.05.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Ахмедзянов, Г. Г. Вопросы обеспечения защиты железнодорожных релейных шкафов / Г. Г. Ахмедзянов, К. Е. Деменюк, В. Г. Димитраш, Я. В. Лисюк. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 155-159. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18514/ (дата обращения: 01.06.2024).
В данной статье освещаются две основные проблемы: защищенность системы железнодорожной автоматики и телемеханики от незаконных вмешательств и финансовое обеспечение транспортной безопасности. Рассматриваются технические характеристики и особенности релейных шкафов.
Ключевые слова: транспортная безопасность, акт поджога, релейный шкаф, железные дороги, автоматика и телемеханика.
Системы автоматики и телемеханики на железной дороге имеют важное значение для организации безопасных и надежных перевозок. Устройства автоматики и телемеханики (АТ) обладают защитой от отказов, погодных условий и природных явлений. Однако, они остаются уязвимыми перед незаконным вмешательством [1]. В большинстве случаев такие действия совершаются людьми, стремящимися к обогащению за счет использования драгоценных металлов, входящих в состав устройств. Последствия таких вмешательств в работу устройств АТ на железной дороге могут быть крайне серьезными. Это не только экономические убытки из-за остановок поездов, но и возможные аварии, приводящие к гибели людей. Поэтому обеспечение транспортной безопасности играет важнейшую роль при организации пассажирских и грузовых перевозок.
Рассмотрим проблему вандализма как способа незаконного обогащения за счет повреждения ценного оборудования на железной дороге и обсудим возможные пути ее решения через улучшение защиты устройств железнодорожной АТ.
Одним из устройств, наиболее часто подвергающихся актам незаконного вмешательства на железной дороге, являются релейные шкафы, которые используются в системе автоматической числовой кодовой автоблокировки [2].
Релейные шкафы содержат внутри множество различной аппаратуры, необходимой для безопасной работы сигнальной точки. Поджог релейного шкафа — приводит к необходимости заменить все оборудование и заново подключить шкаф к кабельной линии. Это требует значительных финансовых затрат, большого числа электромехаников и продолжительного времени. В течении этого времени поезда на участке не смогут двигаться или будут двигаться с ограничением скорости на участке. Это приводит к нарушению графика движения поездов. Последствия поджога релейного шкафа показаны на рис. 1.
Рис. 1. Последствия поджога релейного шкафа
Рабочий шкаф ШРУ-М (модернизированный) имеет две одностворчатые двери, через которые осуществляется доступ к приборам. Внутри шкафа также находится амортизированный статив для размещения различных приборов, как штепсельных, так и нештепсельных. Особенно важно предотвратить неправильное функционирование реле.
Для обеспечения дополнительной защиты от несанкционированного доступа предлагаются следующие мероприятия:
1) Для фиксации кабелей используются специальные кабельные зажимы и сальники, изготовленные из листовой стали. Это обеспечивает сохранность проводников, предотвращает их повреждение и гарантирует полную герметичность мест ввода кабелей.
2) Для повышения прочности замков предусмотрено установление третьего шарнира в узле крепления дверей.
На текущий момент релейные шкафы широко используют защиту с «пятерным замком», который легко вскрывается ломом.
Предлагается установить надежный «гаражный» замок, имеющий массивный цилиндрический проворачивающийся шток.
Для дополнительной фиксации дверей в верхней и нижней части делаются отверстия, к которым приваривают гайку М12. Затем, в правой двери, противоположно от отверстий, устанавливаются специальные болты, которые используются для крепления двери к полкам. Эти болты имеют пятигранный ключ и защитную чашечку, которая предотвращает их захват различными приспособлениями. Кроме того, применяется металлический уголок для усиления полки на всем ее протяжении. Схема специального замка представлена на рис. 2.
Рис. 2. «Гаражный» замок с цилиндрическим проворачивающимся штоком: 1 — болт с головкой под ключ-пятигранник; 2 — чашка; 3 — шайба; 4 — дверь; 5 — усиливающий уголок; 6 — полка; 7 — сварка; 8 — гайка
Для решения проблемы незаконных вмешательств необходимо внедрение более надежных методов защиты устройств железнодорожной АТ. Один из таких методов — закапывание кабелей на глубину до трех метров или использование защитных кожухов для обеспечения сохранности кабелей.
Решение повышения защищенности релейного шкафа должно быть дешевым, экономичным, и простым. Этим условиям соответствуют оснащение релейного шкафа гаражным замком и системой сигнализации.
Для финансирования правильным решением будет и выделение значительных денежных средств со стороны правительства России на модернизацию железнодорожной инфраструктуры.
Транспортная безопасность является главным критерием в работе транспортного комплекса РФ. Поэтому при эксплуатации, разработке и проектировании новых систем и устройств железнодорожной АТ необходимо уделять внимание обеспечению транспортной безопасности.
Литература:
- Ахмедзянов Г.Г, Лупаревич Д. А., Посох Д. Д. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при организации перевозок на железнодорожном транспорте: сборник II Международной научно-практической конференции. Омск: СибАДИ, 2017, с. 136–140.
- Пономарев В. М., Жуков В. И. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитене, часть 1. Учебное пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2014. — 279 с.