Вопросы обеспечения защиты железнодорожных релейных шкафов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедзянов, Г. Г. Вопросы обеспечения защиты железнодорожных релейных шкафов / Г. Г. Ахмедзянов, К. Е. Деменюк, В. Г. Димитраш, Я. В. Лисюк. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 155-159. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18514/ (дата обращения: 01.06.2024).



В данной статье освещаются две основные проблемы: защищенность системы железнодорожной автоматики и телемеханики от незаконных вмешательств и финансовое обеспечение транспортной безопасности. Рассматриваются технические характеристики и особенности релейных шкафов.

Ключевые слова: транспортная безопасность, акт поджога, релейный шкаф, железные дороги, автоматика и телемеханика.

Системы автоматики и телемеханики на железной дороге имеют важное значение для организации безопасных и надежных перевозок. Устройства автоматики и телемеханики (АТ) обладают защитой от отказов, погодных условий и природных явлений. Однако, они остаются уязвимыми перед незаконным вмешательством [1]. В большинстве случаев такие действия совершаются людьми, стремящимися к обогащению за счет использования драгоценных металлов, входящих в состав устройств. Последствия таких вмешательств в работу устройств АТ на железной дороге могут быть крайне серьезными. Это не только экономические убытки из-за остановок поездов, но и возможные аварии, приводящие к гибели людей. Поэтому обеспечение транспортной безопасности играет важнейшую роль при организации пассажирских и грузовых перевозок.

Рассмотрим проблему вандализма как способа незаконного обогащения за счет повреждения ценного оборудования на железной дороге и обсудим возможные пути ее решения через улучшение защиты устройств железнодорожной АТ.

Одним из устройств, наиболее часто подвергающихся актам незаконного вмешательства на железной дороге, являются релейные шкафы, которые используются в системе автоматической числовой кодовой автоблокировки [2].

Релейные шкафы содержат внутри множество различной аппаратуры, необходимой для безопасной работы сигнальной точки. Поджог релейного шкафа — приводит к необходимости заменить все оборудование и заново подключить шкаф к кабельной линии. Это требует значительных финансовых затрат, большого числа электромехаников и продолжительного времени. В течении этого времени поезда на участке не смогут двигаться или будут двигаться с ограничением скорости на участке. Это приводит к нарушению графика движения поездов. Последствия поджога релейного шкафа показаны на рис. 1.

Последствия поджога релейного шкафа

Рис. 1. Последствия поджога релейного шкафа

Рабочий шкаф ШРУ-М (модернизированный) имеет две одностворчатые двери, через которые осуществляется доступ к приборам. Внутри шкафа также находится амортизированный статив для размещения различных приборов, как штепсельных, так и нештепсельных. Особенно важно предотвратить неправильное функционирование реле.

Для обеспечения дополнительной защиты от несанкционированного доступа предлагаются следующие мероприятия:

1) Для фиксации кабелей используются специальные кабельные зажимы и сальники, изготовленные из листовой стали. Это обеспечивает сохранность проводников, предотвращает их повреждение и гарантирует полную герметичность мест ввода кабелей.

2) Для повышения прочности замков предусмотрено установление третьего шарнира в узле крепления дверей.

На текущий момент релейные шкафы широко используют защиту с «пятерным замком», который легко вскрывается ломом.

Предлагается установить надежный «гаражный» замок, имеющий массивный цилиндрический проворачивающийся шток.

Для дополнительной фиксации дверей в верхней и нижней части делаются отверстия, к которым приваривают гайку М12. Затем, в правой двери, противоположно от отверстий, устанавливаются специальные болты, которые используются для крепления двери к полкам. Эти болты имеют пятигранный ключ и защитную чашечку, которая предотвращает их захват различными приспособлениями. Кроме того, применяется металлический уголок для усиления полки на всем ее протяжении. Схема специального замка представлена на рис. 2.

«Гаражный» замок с цилиндрическим проворачивающимся штоком: 1 — болт с головкой под ключ-пятигранник; 2 — чашка; 3 — шайба; 4 — дверь; 5 — усиливающий уголок; 6 — полка; 7 — сварка; 8 — гайка

Рис. 2. «Гаражный» замок с цилиндрическим проворачивающимся штоком: 1 — болт с головкой под ключ-пятигранник; 2 — чашка; 3 — шайба; 4 — дверь; 5 — усиливающий уголок; 6 — полка; 7 — сварка; 8 — гайка

Для решения проблемы незаконных вмешательств необходимо внедрение более надежных методов защиты устройств железнодорожной АТ. Один из таких методов — закапывание кабелей на глубину до трех метров или использование защитных кожухов для обеспечения сохранности кабелей.

Решение повышения защищенности релейного шкафа должно быть дешевым, экономичным, и простым. Этим условиям соответствуют оснащение релейного шкафа гаражным замком и системой сигнализации.

Для финансирования правильным решением будет и выделение значительных денежных средств со стороны правительства России на модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

Транспортная безопасность является главным критерием в работе транспортного комплекса РФ. Поэтому при эксплуатации, разработке и проектировании новых систем и устройств железнодорожной АТ необходимо уделять внимание обеспечению транспортной безопасности.

Литература:

  1. Ахмедзянов Г.Г, Лупаревич Д. А., Посох Д. Д. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при организации перевозок на железнодорожном транспорте: сборник II Международной научно-практической конференции. Омск: СибАДИ, 2017, с. 136–140.
  2. Пономарев В. М., Жуков В. И. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитене, часть 1. Учебное пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2014. — 279 с.

Ключевые слова

транспортная безопасность, железные дороги, акт поджога, релейный шкаф, автоматика и телемеханика