Особенности развития учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата при освоении Федеральной образовательной программы «Музыка» в реабилитационном центре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брюханова, Т. Г. Особенности развития учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата при освоении Федеральной образовательной программы «Музыка» в реабилитационном центре / Т. Г. Брюханова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 81-88. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18481/ (дата обращения: 01.06.2024).



Музыкальное образование детей в школах имеет особое значение. Об этом было сказано на всероссийском форуме учителей музыки 21 ноября 2022 года. Развивая чувство прекрасного, музыка способна формировать личностные качества человека. Она, так же как другие виды искусства, влияет на отношение и понимание жизненных событий.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения требует поиска обновлённых подходов к преподаванию предмета «Музыка». Это необходимо, прежде всего, для детей с особыми образовательными потребностями, поскольку выстраивать систему обучения требуется с учетом различных нарушений каждого обучающегося. В подготовке адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) по ФГОС, сегодня коррекционные образовательные организации ориентируются на созданные Министерством Просвещения Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ФАОП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учителю музыки требуется хорошо разбираться в технологиях и методиках преподавания, уметь перестраивать структуру урока, оценивать способности и развитие обучающихся с помощью современных подходов и требований.

Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеют различный характер отклонений в развитии, все они в той или иной степени связаны с двигательными расстройствам. Помимо оказания своевременной медицинской помощи, остаётся актуальной проблема психолого-педагогической и социальной реабилитации. Уроки музыки во многом решают проблему, они непосредственно связаны со многими внеурочными музыкальными мероприятиями, с разнообразной социокультурной средой. Раскрывая потенциальные возможности ученика на уроке, приобретённое, достигнутое и усвоенное в процессе музыкального обучения дети могут показать на праздниках, концертах, театрализованных действиях, конкурсах, музыкальных олимпиадах и фестивалях. Такая возможность, безусловно, помогает решать задачи развития, коррекции, адаптации в обществе, поставленные ФГОС.

Обучение на уроке музыки направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Требуется научить обучающихся проявлять себя в различных видах художественно-творческой деятельности, уметь сравнивать и обобщать музыкальные произведения. Задачей музыкального образования становится приобретение учеником как практических (специфических), так и универсальных учебных действий.

Прежде всего, для музыкального обучения школьников реабилитационного центра VI вида следует в начале и конце года проводить диагностическое обследование музыкальных способностей. Такую работу желательно осуществлять в игровой форме, чтобы вызвать интерес и избежать скованности детей. Предлагаемые задания должны выполняться по желанию. Исследуя музыкальный слух, попросить спеть куплет из знакомой или незнакомой (с голоса учителя) песни без музыкального сопровождения, далее повторить куплет с музыкальным сопровождением. Задания на повторение ритмического рисунка с помощью музыкальных инструментов или в хлопках, притопах проверяют чувство ритма. Методом наблюдения следует провести диагностику голоса, его характеристик, а также возможности движений рук, пальцев. Обследуя восприятие музыки, необходимо наблюдать за реакцией ученика, его мимикой, поведением во время и после слушания музыки, побудить к речевому высказыванию о прослушанном, попросить придумать название, определить форму музыкального произведения. Результаты диагностики записываются в таблицу.

Фамилия, имя

Класс

Интонация

Метро-ритмическое чувство

Память

Эмоциональная отзывчивость

Диапазон

Качество певческого голоса

Личностные особенности

В течение года следует непрерывно наблюдать за развитием детей, выстраивать логичные по форме и содержанию уроки с учётом индивидуальных характеристик каждого ребёнка. Особенность обучающихся с НОДА заключается в том, что у многих музыкальные способности могут проявиться только в процессе занятий, дети не сразу «раскрываются» и надо увидеть скрытые потенциальные возможности к росту. Следует опираться на утверждение выдающегося педагога Д. Б. Кабалевского о том, что в каждом ребёнке есть необходимые задатки для систематического музыкального развития. А к школьному возрасту имеется определённый уровень музыкальности. Особенно важно обследование и коррекция в начальной школе. Применяя специально организованное музыкальное обучение, показывая и объясняя, обогащая детей музыкальными впечатлениями, учитель музыки влияет на внутренний мир ребёнка. Приобретённое в детском возрасте остаётся на всю жизнь, формируя личность.

Диагностическое обследование предполагает наблюдение за детьми на уроке и определение особенных музыкальных способностей каждого ученика, а в дальнейшем их коррекцию и развитие. К таким особенным музыкальным способностям относятся эмоциональная отзывчивость, чувства, эмоции. Они отражают психическое состояние и развиваются при слушании музыки, творческой деятельности. Исследователи особенностей детского развития Л. С. Выготский, Б. М. Теплов подчеркивали, что музыка, вызывая эмоции, воздействует на сознание. Многие обучающиеся реабилитационного центра выражают эмоциональный отклик на характер музыкальных произведений. Но у большинства детей после восприятия музыки оценка даётся непроизвольно, бессознательно (нравится, не нравится). Высказывания детей чаще не самостоятельны, требуются подсказки учителя, пополнение словарного запаса, активизация речи. Препятствием являются общий уровень развития и сложности у детей с НОДА в узнавании разнообразных эмоциональных переживаний, содержащихся в музыке, слабая ориентация в средствах музыкальной выразительности. Следует больше заниматься практикой, активной творческой деятельностью, которая способствует коррекции эмоционально-личностной сферы, повышает мотивацию к интеллектуальному развитию, влияет на появление желания высказать своё мнение о музыке.

В ФГОС и ФАОП предмета «Музыка» для детей с ОВЗ входят коррекционно-развивающие задачи. У обучающихся, находящихся на реабилитации в образовательном центре шестого вида, существуют разнообразные индивидуальные отклонения. Дети нуждаются в коррекции движений, речи, интеллекта. При нарушении опорно-двигательного аппарата у детей наблюдается взаимосвязь речевых расстройств с двигательными. Им оказывают помощь многие специалисты. Музыкальное обучение и воспитание предоставляет возможность коррекции и развития разных функций организма. Для этого применяются специальные упражнения. На уроках музыки необходима постоянная работа по развитию моторики рук посредством игры на музыкальных инструментах. Очень важно корректировать, имеющиеся у детей, пространственные нарушения через музыкально-пластические, ритмические движения (пение с движением, музыкальные игры). Для коррекции и развития пространственных ощущений дети повторяют попеременно движения сначала руками, затем ногами в ритме музыки. При тяжелых двигательных расстройствах используются специальные приёмы. Для некоторых детей сложным может оказаться задание на чередование пения и игры на инструментах в одной музыкальной композиции, оно требует переключения с одного действия на другое при изменении музыки. Введение в учебную деятельность не простых, но интересных задач увлекает, развивает слуховое внимание, стимулирует активность моторных функций организма, даёт бодрое настроение, развивает невербальное коммуникационное взаимодействие. В то же время, любое упражнение имеет целевую установку со стороны учителя, соответствующую стандартам обучения, таким как формирование общей культуры, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Качество музыкальных композиций должно соответствовать программе и иметь дальнейшее и узнавание, и изучение в вокально-хоровой работе, анализе музыкальных произведений обучающихся.

Любые недостатки и нарушения речи приводят к трудностям в получении начального и общего образования. На уроках музыки улучшается речь через вокальную деятельность с помощью специальных приемов: дыхательных упражнений, вокально-артикуляционных упражнений, распеваний. Благодаря такой работе осуществляется коррекция недостатков речи и развитие речи в целом. Дети учатся правильно дышать и уметь задерживать дыхание при пении, правильно произносить звуки. Примерные упражнения на дыхание прописываются в АООП для детей с НОДА с условием отсутствия противопоказаний.

Особенностью коррекции учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата при вокальной работе, прежде всего можно назвать сложности с соблюдением певческой позы (установки), когда необходимо не прогибать спину, держать ноги ровно. Постоянно нужно за этим следить, напоминать. Многие дети поют сидя, что предполагает от учителя схожих действий. Обычная обязанность учителя музыки, владеющего хоровыми и вокальными методиками и техниками, следить за дикцией учащихся, звучностью и выразительностью музыкальной речи во время пения. Учитель подбирает вокально-певческие упражнения для коррекции речи с учётом логопедического диагноза, возрастных и индивидуальных особенностей учеников. У детей с ДЦП часто имеется дизартрия, при которой рекомендуется музыкальное развитие. Музыкально-коррекционная работа улучшает слух, функции дыхания и речевого аппарата при дизартрии. Иногда у детей появляется носовой (гнусавый) оттенок голоса. Необходимо сразу обращать внимание обучающихся на это, поясняя и показывая, как правильно делать выдох, поднимать мягкое нёбо. При ринофонии как стойком нарушении требуется продолжительная коррекционная работа. Протяжное пение в медленном темпе помогает устранить невнятное произношение, улучшить речь при дислалии. Дети с заиканием при особом внимании к ним в подборе и разборе вокального репертуара изменяются, а при ситуации успеха и комфорта недостаток речи может стать незаметным. Некоторые ученики слишком выделяют, утяжеляют согласные, тогда слова «дробятся», изменяется их смысл. Следует уделять время орфоэпическим нормам языка, объяснять значение слов, ударений в них. Когда ученик много и быстро говорит, спешит, пропуская фразы, надо работать над темпом вокализаций в сочетании с ритмической и интонационной подготовкой.

Коррекция и развитие певческой интонации самая сложная, кропотливая задача обучения музыке. И самая необходимая основа пения. Чистая музыкальная интонация приобретается при систематических занятиях, проводимых в течение длительного времени. Плохая интонация у детей с ОВЗ может быть вызвана различными причинами, перечислим некоторые: с особенностями интеллектуального развития; с болезнями голосовых органов; с вторичными нарушениями функций, от которых зависит слуховой анализатор. Важно иметь в виду такие различия, чтобы разобраться в причинах проблемы. Для этого следует проявить квалифицированный подход, выбрать методы и приёмы работы, соответствующие индивидуальным особенностям умственного, психического и музыкального развития занимающихся пением детей.

Особенность детей с НОДА отмечается в их быстрой утомляемости, поэтому на уроках следует чаще менять виды деятельности. Учитель музыки может привлекать родителей, давать домашнее творческое задание, применять дополнительно электронное обучение, звукозапись. Тогда дети могут самостоятельно слушать необходимую музыку, песни, упражнения, способствующие музыкальному развитию. Во всех случаях контроль со стороны учителя музыки обязателен.

Развитие интеллектуальной сфера обучающихся с НОДА имеет свои особенности по причине наличия повышенной истощаемости психических процессов. Поскольку между тяжестью патологий опорно-двигательного аппарата и степенью интеллектуальной недостаточности прямой зависимости не существует, важно учитывать уровень сохранного интеллекта. Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, коррекция отклонений в интеллектуальном развитии на уроках музыки осуществляется дифференцированно. Содержание урока преподносится доходчиво, ясно, просто, с многократным повторением частей учебного материала, используя наглядные пояснения. Обязательны обобщающие уроки с повторением пройденного, с опросом изученных тем.

Коррекция недостатков развития мыслительной деятельности, синтаксической структуры речи осуществляется на уроке музыки при проведении бесед, диалогов и полилогов, викторин, тестов, творческих и учебных заданий. Средствами искусства активизируются познавательные процессы. При выборе педагогических технологий и методов работы наиболее предпочтительны игровые формы. Дети во время игры менее устают, устраняется пассивность, инертность. Музыкально-творческая практическая деятельность развивает внимание, память, мышление. Так, запоминание и разбор текста песни пополняет багаж слов, формирует культуру речи. Ученики задумываются над смыслом слов, происходит осознание музыкально-речевых фраз и предложений. Даже если дети не умеют хорошо читать в начальной школе, им нравится на уроках музыки держать в руках листочек с текстом или нотами. Чтение и написание литературной основы вокального произведения повышают грамотность. Формирование знаний о музыке на уроке помогает овладеть простейшими музыкальными терминами, использовать в речи образные сравнения, строить высказывания. Изучая тему урока, необходимо задавать детям вопросы о том, что увидели, услышали, что понравилось, как звучала музыка. Или попросить продолжить предложение, начатое учителем, достигая связной осмысленной речи ученика. Важно понимать, знания о музыке и музыкантах расширяют кругозор, устанавливают межпредметные связи, развивая личностные качества, помогают ориентироваться в социально-культурной жизни.

На музыкальное и общее личностное развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата положительное влияние оказывают некоторые инклюзивные практики. В КРОЦ «Марьино» группа обучающихся, по договорённости с родителями на протяжении нескольких лет (2017–2020 годы), была участником городской комплексной целевой программы воспитания молодёжи «Поют дети Москвы». Ребята серьёзно готовились к концертам, тщательно разбирали с учителем музыки репертуар фестивалей, разучивали песни под аккомпанемент фортепиано. Каждый получал на руки книжечку-песенник. Участие в концертных выступлениях в составе Большого сводного хора московских школьников на фестивалях «Созвучие времён», «Рождественская песнь», «Славянский венок». «Мы за мир!» оказались приятной, незабываемой радостью. Победы на музыкальных олимпиадах и конкурсах, поощрение за активное творческое участие, выступления на концертах, различных мероприятиях дают детям уверенность в своих силах и огромный стимул к развитию, к работе над собой, преодолению трудностей.

Таким образом, учитывая особенности детей, проводимая на уроках музыки непрерывная диагностическая, коррекционная работа обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Соответственно требованиям обновлённых ФГОС, у детей с НОДА развиваются слуховое восприятие, музыкальная память, формируется чувство ритма, осуществляется коррекция пространственных нарушений, коррекция речевых нарушений через вокальную деятельность. В целом происходит обогащение представлений обучающихся об окружающем мире, расширение музыкального и общего культурного кругозора. Уроки музыки помогают самореализации и самопринятию личности, способствуют социализации.

Литература:

  1. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. высш. учебн. заведений. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Издательство «Композитор», 2007.
  5. Жданова Т. А. Организация учебного процесса в детском хоре. Издательство МХШ «Радость», 2011.
  6. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.