Личностные особенности старших подростков, вовлеченных в кей-поп-культуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 14.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Адучиева, В. Д. Личностные особенности старших подростков, вовлеченных в кей-поп-культуру / В. Д. Адучиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 473-477. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114031/ (дата обращения: 01.06.2024).



В настоящее время субкультура является одним из наиболее сильных инструментов для социализации подростков и молодежи. Субкультуры развивались долгое время, претерпевали изменения, носили как положительный, так и отрицательный характер, и до сих пор не имеется однозначного мнения, являются ли субкультуры полезным течением социализации общества, или все же вовлечение приносит больше вреда, чем пользы. В данном случае южнокорейские субкультуры не стали исключением этих споров [1,2,3].

Южнокорейские субкультуры зародились еще в 90-х годах, когда южнокорейская медиа культура получила развитие не только внутри страны, но и начала выходить на внешний рынок, преимущественно азиатский (Япония, Китай). Однако, ввиду узкой специфики направления и отсутствия возможности обширного воздействия на социум, не являлась глобальной субкультурой, нося более локальный характер. Но, с развитием интернета и социальных сетей, а также после нескольких музыкальных и художественных прорывов в развлекательной индустрии Кореи, южнокорейские субкультуры получили больше признательности среди публики и с каждым годом их популярность и распространение лишь увеличивались, захватывая все большую территорию влияния. В настоящее время среди южнокорейских субкультур большее распространение получили такие субкультуры, как кей-поп и каверденс, являясь на данный момент наиболее известными и популярными среди подростков и молодежи [4,5].

Подростки в подростковый период подвержены сильным изменениям, начиная от физиологических, заканчивая социальными. Это сказывается на их эмоциональном фоне и личностных особенностях. В этот период они остро ощущают каждую эмоцию и переживание и стремятся к самовыражению и познанию самого себя. Желание проявить свое собственное «Я» порождает их узнать что-то новое и изучать окружающий мир. Находясь в поисках того, чего им не достает в повседневной жизни, они доходят до различных доступных им субкультур, и южнокорейские субкультуры также не стали исключением. Наоборот, простота вступления в данные субкультуры, отсутствие каких-либо «особенных» требований и поддержка участниками друг друга только еще больше расширяло влияние южнокорейских субкультур на подростков. Не стоит игнорировать и тот факт, что своими действиями субкультура создает все условия для саморазвития: изучение языка, пение песен и повторение танцев исполнителей, вместе с этим и постоянные коммуникации с другими участниками субкультуры — всё это покрывает обширные области развития подростков [6,7,8].

Нельзя отрицать, что благодаря каким-либо личностным особенностям, их и привлекают те или иные субкультуры. Однако вовлечение в южнокорейские субкультуры откладывает отпечаток на эмоционально-личностных особенностях подростков. Это и определило актуальность данного исследования.

Цель данного исследования изучить эмоционально-личностные особенности подростков, вовлеченных в южнокорейские молодежные субкультуры.

В основу исследования легла такая методика , как 16-факторный опросник Кеттелла, основанный на теории личности Кеттелла, согласно которой люди имеют отличия между собой, основанные на различном наборе и степени выраженности у оных отдельных независимых черт.

В исследовании участвовали 90 человек — старшие российские подростки, 13–17 лет, поделенные на три группы (кей-поп — 30 чел., каверденс — 30 чел., невовлеченные в южнокорейские субкультуры — 30 чел.)

Для обработки и представления результата был использован математико-статистический метод анализа данных U-критерий Манна — Уитни (для сравнительного анализа).

Сначала рассмотрим результаты, полученные в исследуемых группах по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла (Таблица 1).

Таблица 1

Личностные особенности подростков с различной вовлечённостью в южнокорейские субкультуры (опросник Кеттелла)

Вначале рассматривались наиболее высокие и низкие «пики» (значения) индивидуально-психологических факторов в группе подростков, вовлеченных в субкультуру кей-поп. К высоким относятся тревожность (8,27), тревога (8,15); к низким — эмоциональная устойчивость (2,33), экстраверсия (2,48), общительность (3,23), смелость (3,43).

Это дает нам понять, что группа подростки группы кей-поп характеризуются высоким уровнем тревожности, беспокойства и озабоченности в различных ситуациях, они также могут демонстрировать эмоциональную нестабильность, перепады настроения, быть замкнутыми и робкими в установлении социальных контактов.

Далее рассмотрели значения факторов в группе подростков, вовлеченных в субкультуру каверденс. Наиболее низкие показатели в данной группе — эмоциональная устойчивость (3,83), экспрессивность (4,07), экстраверсия (4,36), нормативность поведения (4,4). Наиболее высокие — тревога (7,19), подозрительность (7,53), тревожность (7,60).

В группе респондентов, увлекающихся каверденс, подростки — серьезно настроенные личности, имеют трезвое мышление, осторожны в принятии решений, в умеренной степени склонны быть добросовестными и ответственными. В то же время, они могут быть подозрительными, демонстрировать некоторую замкнутость, тревожность, обеспокоенность и раздражительность, эмоциональную нестабильность.

В завершении рассматривалась выраженность индивидуально-психологических факторов в группе подростков, не вовлеченных в южнокорейские субкультуры. К наиболее низким значениям относятся экстраверсия (2,82), общительность (3,03), эмоциональная устойчивость (3,37), экспрессивность (3,53); наиболее высоко выражены тревожность (7,00), тревога (7,11), нонконформизм (7,17), подозрительность (7,60).

Таким образом, в контрольной группе подростки склонны к некоторой замкнутости, сдержанности и осмотрительности, подозрительности и недоверчивости, могут тревожиться и раздражаться из-за тех или иных событий или людей, быть импульсивными и неуравновешенными. В то же время, они стремятся к свободомыслию и независимости от мнения группы.

Далее проводился попарный сравнительный анализ групп с использованием критерия Манна-Уитни.

Рассмотрим результаты сравнительного анализа личностных особенностей подростков с различной вовлечённостью в южнокорейские субкультуры по опроснику Кеттелла (Таблица 2, Рисунок 1).

Таблица 2

Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с различной вовлечённостью в южнокорейские субкультуры (тест Кеттелла)

Примечание: КД — каверденс; КП — кей-поп.

Вначале рассмотрим различия, выявленные между группой подростков, вовлеченных в кей-поп, и контрольной группой.

Статистически значимые различия были обнаружены по шкалам эмоциональная устойчивость (p≤0,01), доминантность (p≤0,05), тревожность (p≤0,05), напряженность (p≤0,05), тревога (p≤0,05). Было установлено, что тревожность, суммарный показатель тревоги и напряженность выше в группе подростков, увлекающихся кей-поп, тогда как эмоциональная устойчивость и доминантность преобладают в контрольной группе.

Таким образом, подростки, увлекающиеся субкультурой кей-поп, в сравнении с подростками, не вовлеченными в южнокорейские субкультуры, характеризуются более высокой тревожностью и напряженностью, склонностью к беспокойству, ранимости и излишним переживаниям, низкой эмоциональной устойчивостью, склонностью к перепадам настроения и импульсивности, а также склонностью зависеть от других, излишне подчиняться им.

Личностные особенности подростков с различной вовлечённостью в южнокорейские субкультуры (опросник Кеттелла), стены

Рис. 1. Личностные особенности подростков с различной вовлечённостью в южнокорейские субкультуры (опросник Кеттелла), стены

Далее рассмотрим различия, выявленные между группой подростков, вовлеченных в субкультуру каверденс, и контрольной группой.

Статистически значимые различия были обнаружены по шкалам общительность (p≤0,05), экстраверсия (p≤0,05), нонконформизм (p≤0,05), доминантность (p≤0,05) и мечтательность (p≤0,05). Показатели факторов общительности, доминантности и экстраверсии выше в группе подростков, увлекающихся каверденсом, чем в контрольной группе, в то время как мечтательность и нонконформизм выше в группе подростков, не вовлеченных в кей-поп субкультуры.

Таким образом, подростки, занимающиеся южнокорейскими танцевальными практиками (каверденс), в сравнении с подростками контрольной группы, более общительны в малых группах и способны эффективнее устанавливать межличностные контакты, более самостоятельны, настойчивы и напористы, практичны, имеют более высокую социальную контактность, при этом менее независимы и в большей степени подчиняются мнению группы.

Затем рассматривались различия, выявленные между группами подростков, вовлеченных в кей-поп и каверденс.

Статически значимые различия были обнаружены по шкалам доминантность (p≤0,01), экстраверсия (p≤0,01), эмоциональная устойчивость (p≤0,01), мечтательность (p≤0,01), нонконформизм (p≤0,05), смелость (p≤0,05) и общительность (p≤0,05). Было установлено, что подростки, вовлеченные в субкультутру каверденс, имеют более высокие показатели доминантности, экстраверсии, эмоциональной устойчивости, смелости и общительности, при этом мечтательность и нонконформизм преобладают в группе кей-поп.

Таким образом, подростки, относящиеся к субкультуре каверденс, в сравнении с подростками из кей-поп, более доминанты, легче способны принимать самостоятельные решения, эмоционально зрелы и легче идут на контакт, в то время как подростки в кей-поп имеют более развитое воображение, они погружены в свои внутренние потребности, более предприимчивы и менее зависимы от мнения значимой для них группы. Подростки, вовлеченные в южнокорейские субкультуры, характеризуются более высокой чувствительностью, восприимчивостью, а также тревожностью и озабоченностью, по сравнению с подростками, не имеющих таких увлечений.

Подведем итог данного исследования. Попарный сравнительный анализ групп с различной вовлеченностью в южнокорейские субкультуры позволил установить следующее:

В группе подростков, увлекающихся субкультурой кей-поп, в сравнении с подростками, не вовлеченными в южнокорейские субкультуры, выше тревожность и напряженность, тогда как эмоциональная устойчивость и доминантность преобладают в контрольной группе.

В группе подростков, вовлеченных в субкультуру каверденс, в сравнении с подростками, не вовлеченными в южнокорейские субкультуры, выше общительность, экстраверсия и доминантность, тогда как мечтательность и нонконформизм выше в группе не вовлеченных подростков. В группе каверденс также выше экстраверсия и социальная желательность.

В группе подростков, вовлеченных в субкультуру каверденс, в сравнении с подростками из кей-поп, выше показатели доминантности, экстраверсии, эмоциональной устойчивости, смелости и общительности. При этом мечтательность и нонконформизм преобладают в группе кей-поп.

Вовлечённые подростки характеризуются более высокой чувствительностью, восприимчивостью, общительностью и открытостью новому опыту, но при этом более высокой тревожностью и озабоченностью, по сравнению с подростками, не вовлеченными в субкультуры.

Поводя итог, можно сказать о том, что проведенное исследование позволило более подробно изучить эмоционально-личностные особенности подростков, вовлеченных в южнокорейские молодежные субкультуры и подчеркнуть важность данного исследования в психологическом сообществе для дальнейших исследований. Однако, проведенных тестов все равно мало, чтобы полноценно определить личностные особенности подростков, вовлеченных в южнокорейскую субкультуру. Поэтому, чтобы проверить все имеющиеся и образующиеся теории, необходимо проводить дальнейшие исследования.

Литература:

  1. Савина Н. Ю. Влияние К-РОР на российскую молодежь и подростков // Петрозаводск: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, 2022. — С. 170–174.
  2. Жданова Л. Г., Шрейбер О. Д. Эмоциональные особенности молодежи, увлекающейся корейской волной // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 43. — С. 94–100.
  3. Миляева К. О., Сорокина Р. Н. Влияние музыкального течения К-рор на развитие личности современной молодежи // Молодежь XXI века:шаг в будущее. Материалы XXIII региональной научно-практической конференции, 2022. — С. 327–328.
  4. Лиджиева А. М. «Are you Koreans?» — «No, we are Kalmyks!»: развитие танцев «K-pop cover dance» среди молодежи Калмыкии // Вестник КИГИ РАН. 2021. № 2. С. 337–346.
  5. Жданова Л. Г. Эмоциональные особенности молодежи, увлекающейся корейской волной. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-osobennosti-molodezhi-uvlekayuscheysya-koreyskoy-volnoy (дата обращения 31.03.2024)
  6. Титкова Н. Е. К-рор как феномен современной массовой культуры // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. — 2020. — № 5. — С. 56–61.
  7. Петрова Ю. А., Филина А. А. Прогрессивная субкультура К-рор и ее влияние на молодежь всего мира. // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. — Стерлитамак, 2019. — С. 58–61.
  8. Зефирова А. М., Зефирова С. М., Ильина О. В. Южнокорейская культура в жизни российской молодежи // Молодежь и кооперация: Тезисы докладов XLVII Межрегиональной студенческой научной конференции. — Чебоксары, 2023. — С. 131–132.
Основные термины (генерируются автоматически): южнокорейский, группа подростков, субкультура, эмоциональная устойчивость, контрольная группа, подросток, личностная особенность подростков, различная вовлеченность, сравнительный анализ, эмоционально-личностная особенность подростков.


Похожие статьи

Задать вопрос