Сущность процесса обеспечения общественной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 июня, печатный экземпляр отправим 26 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Чернышова, Е. А. Сущность процесса обеспечения общественной безопасности / Е. А. Чернышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114022/ (дата обращения: 14.06.2024).



Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации является необходимым условием стабильного и поступательного развития общества и государства, создания достойных условий и качества жизни граждан. Поэтому обеспечение общественной безопасности Российской Федерации нельзя рассматривать исключительно в узком смысле: как конкретную деятельность государства по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Не менее важным обеспечение общественной безопасности следует рассматривать и в широком смысле как осуществление в рамках долгосрочной государственной политики комплекса мер по созданию социально-экономических и государственно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод личности, охраны материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

В современной России угрозы общественной безопасности Российской Федерации проявляются в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства: в системе отправления государственно-властных полномочий; в социально-экономической сфере; в сфере здравоохранения, науки, образования и культуры, организации производства и коммуникационных связей, экологии, правопорядка и т.д. [1, с. 19].

Основная роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел Российской Федерации. Для профилактики и пресечения нарушений общественного порядка, используется широкий спектр форм и методов как юридических, так и моральных, а также предусмотренные законом различные меры убеждения и принуждения, в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами и различными организациями, полиция охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность.

Органы внутренних дел ведут последовательную деятельность по охране общественного порядка. Однако только они не могут снизить распространение преступности в этой сфере. Поддержка населения — одно из основных условий эффективной работы правоохранительных органов, как в охране общественного порядка, так и в предупреждении и сдерживании преступности в целом, устранении или нейтрализации криминальных факторов, защите гражданских прав и законных интересов [2, с. 48].

Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности является также и задачей Росгвардии. Кроме того, этот федеральный орган в рамках обеспечения правопорядка и общественной безопасности принимает участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Определенные задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности возложены на Федеральную службы безопасности, которая в пределах своих полномочий организует выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление досудебного производства по делам, отнесенным к ведению органов безопасности, организует борьбу с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляют противодействие экстремистской деятельности, организует и осуществляет борьбу с терроризмом и диверсионной деятельностью [3, с. 387].

Агабалаев М. И. подчёркивает, что наличие постоянной угрозы правам и свободам личности, материальным и духовным ценностям общества обусловливает объективную необходимость разработки и создания комплексного предупредительного, непрерывно действующего административно-правового режима обеспечения общественной безопасности.

Представляется, что данный режим является органической частью более общего режима безопасности, установленного Законом РФ «О безопасности» и рядом нормативных правовых актов, принятых в его развитие. Однако в сфере обеспечения общественной безопасности нет основного или единого нормативного правового акта. Указанный режим формируется разнообразными нормативными правовыми актами, нормы которых образуют в совокупности самостоятельный институт административного права, а именно институт общественной безопасности [4, с. 34].

Исследователи отмечают, что в настоящее время в России фактически создан организационно-правовой механизм межведомственного взаимодействия правоохранительных органов, который представляет собой совокупность нормативных правовых актов и организационных решений, позволяющих противодействовать любым угрозам общественной безопасности.

Практика реализации организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности показывает, что наиболее острые проблемы возникают в том случае, когда в деятельность по нейтрализации какой-либо угрозы общественной безопасности вовлечены несколько ведомств. Как правило, это происходит в том случае, когда полномочий одного из них недостаточно для полномасштабного решения проблемы. В этом случае происходит как бы дополнение административно-правового статуса одного из ведомств, полномочиями другого, что позволяет решать проблему комплексно [5, с. 110].

В литературе также отмечается, что принцип реальности правового обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. Оценить состояние режима обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

Общественный порядок и общественная безопасность отсутствует, если правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, или если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их. Нормативной основой обеспечения общественного порядка и общественной безопасности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников [6, с. 254].

Таким образом, процесс обеспечения общественной безопасности происходит посредством участия различных государственных органов: полиции, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Росгвардии и иных ведомств. На сегодняшний день правоохранительные органы в России осуществляют между собой активное взаимодействие и взаимное дополнение, которое выражается в создании общей нормативной базы, наличии общих механизмов противодействия правонарушениям. Такая деятельность перечисленных органов позволяет устранять угрозы безопасности государства и граждан и гарантировать соблюдение ключевых прав и свобод личности. Она базируется на специальных принципах и больше всего активизируется в период возникновения наиболее опасных угроз общественной безопасности.

Литература:

  1. Варгузова А. А., Агабалаев М. И. Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации / А. А. Варгузова, М. И. Агабалаев // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2009. — № 8. — С. 19–21.
  2. Филиппов В. В., Умеренко О. Н. Охрана общественного порядка как инструмент профилактики административных правонарушений / В. В. Филиппов, О. Н. Умеренко // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции: ст.в сб.конф. — 2021. — С. 44–49.
  3. Кононов А. М. О возможностях и перспективах развития негосударственных форм реализации функции обеспечения правопорядка и общественной безопасности / А. М. Кононов // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: ст.в сб.конф. — 2020. — С.385–396.
  4. Агабалаев М. И. Особенности правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации / М. И. Агабалаев // Вестник социально-педагогического института. — 2022. — № 3 (43). — С. 31–35.
  5. Никулин Р. В., Нестеренко П. А. Актуальные проблемы практики взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения общественной безопасности / Р. В. Никулин, П. А. Нестеренко // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. — 2022. — № 4. — С. 109–113.
  6. Чаптыков О. А., Сапронова И. В., Захарова Ю. В. Некоторые правового обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в Российской Федерации / О. А. Чаптыков, И. В. Сапронова, Ю. В. Захарова // Форум. — 2022. — № 1 (27). — С. 250–255.
Основные термины (генерируются автоматически): общественная безопасность, общественный порядок, Российская Федерация, орган, свобода личности, духовная ценность общества, интерес, обеспечение, охрана, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос