Архитектурные памятники Туркменистана: хивинский яхдан и Старая Ниса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ялкапова, М. А. Архитектурные памятники Туркменистана: хивинский яхдан и Старая Ниса / М. А. Ялкапова, О. М. Нурбердиева, Ы. Ч. Нурыев, А. Ч. Чарыгулыев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114019/ (дата обращения: 01.06.2024).



В жаркие дни каждый стремится спастись от зноя под прохладой кондиционеров. Продукты, заготовленные впрок, храним в холодильниках. Это всё — дары научно-технического прогресса. Мы зачастую и не задумываемся, как решали эти проблемы наши предки. А они много тысячелетий назад уже применяли в быту «холодильные камеры», используя природные материалы и такие места, как пещеры, погреба. Необходимость выживания в жаркую пору больших групп людей, сосредоточенных в городах, привело к поиску способов консервации льда и снега в большом объёме. И с этой задачей наши предки неплохо справлялись. До недавнего времени туркмены строили снегохранилища-ледники — яхданы. Они возводили эти сложные для своего времени гидротехнические объекты, строя удивительную конструкцию с точностью до сантиметра. И хотя прошли столетия, их руины до сих пор поражают современников своим архитектурным решением и функциональным назначением. Одним из таких снежных хранилищ пользовались жители древнего города, расположенного неподалёку от нынешнего Каахка на территории Государственного историко-культурного заповедника «Абиверд».

Яхдан Абиверда — поистине замечательный памятник средневековой туркменской архитектуры. В народе сложено множество легенд и преданий, связанных с яхданом, ибо он всегда поражал людей своими размерами. Даже сегодня здесь прохладно и чувствуешь себя комфортно. Построен яхдан Абиверда в первой половине XVIII века одновременно с городом-крепостью Хиваабад по указанию персидского правителя Надир-шаха в 300 метрах от главных ворот. Он имеет у основания форму круга диаметром 12, а в высоту достигал примерно 25–27 метров. В снегохранилище есть единственный маленький вход на восточной стороне. Вход маленький, чтобы внутри лучше сохранялся холод, но достаточный, чтобы мог пролезть человек.

Выбор места строители осуществили очень тщательно. Во-первых, оно должно было быть «ритуально чистым» и отвечать всем техническими ландшафтным требованиям строительства холодильника. Началось строительство с рытья котлована глубиной около 2 метров, затем его заполнили слой за слоем специальным глиняным раствором для гидро- и теплоизоляции. Для сохранения холода большое значение имеет хорошая теплоизоляция дна, а окаменевшая глина не позволит разрушить объект подземным водам.

Из специально подготовленных сырцовых кирпичей строители возвели по кругу основания почти пятиметровой толщины стены. Затем, по мере роста стен, постепенно сужали диаметр и примерно на высоте 25–27 метров к вершине довели до полного смыкания стен. В первый год эксплуатации яхдана его пол устлали стеблями камыша, затем заполнили слоями утрамбованного снега и верблюжьей колючки. Такой «сэндвич» позволял оптимально долго сохранять снег и препятствовал лавинообразному таянию. К тому же, как известно, верблюжья колючка — хорошее дезинфицирующее средство и способствует сохранению качества снега и талой воды. Яхдан заполнялся приблизительно до половины своего объёма и ежегодно пополнялся новыми запасами снега и верблюжьей колючки.

Жители Абиверда использовали яхдан для хранения скоропортящихся продуктов. Из холодной воды снегохранилища абивердцы готовили в жаркую погоду прохладительные напитки. Для знахарей лёд яхдана был очень нужен как обезболивающее средство при различных травмах. Но всё же яхдан, в первую очередь, был местом хранения воды и резервов провизии для войска Надир-шаха на стратегически важном направлении.

Прошли столетия. Солнце клонится к закату, освещая своими жгучими лучами всё вокруг себя. На фоне ярко-оранжевого солнечного диска яхдан как молчаливый страж времени возвышается над окраиной древнего городища. Для нас он — свидетельство великого созидательного таланта и трудолюбия наших предков.

Годы взяли своё. Когда-то высокие чётко очерченные куполообразные стены сейчас потеряли свои контуры, округлились, омытые дождями.

Ещё одним архитектурным памятником этой замечательной страны является старый Нисы. История архитектуры Туркменистана насчитывает не одно тысячелетие. Эволюция приёмов местного зодчества проходила от небольших поселений первых земледельческих общин в подгорной полосе Копетдага и храма цивилизации Алтын-депе, к городам легендарной страны Маргуш и культовому комплексу Нисы, а позже обогатилась типовыми решениями в рамках мусульманской культуры. Но и когда вдоль трасс Великого Шёлкового пути выросли крупные торговые и ремесленные центры, а их облик украсили высокие минареты, величественные мечети и мавзолеи, воочию явив образ красочной восточной сказки, и значительно раньше строители и художники пользовались для воплощения своих замыслов доступным им материалом. Таковым стала мягкая и пластичная, поддающаяся формовке, а после обжига приобретающая прочность и долговечность — глина. Она стала основой для стандартного и лекального кирпичей, облицовочной плитки и декоративных элементов фасадов и интерьеров зданий. И именно такое широкое её применение можно увидеть при изучении артефактов цитадели Старой Нисы.

Как парфянские архитекторы воспользовались возможностями глины, можно увидеть, посетив городища Нисы, научная и культурная ценность которых уже вышла за пределы национальных границ, что подтверждается включением этого исторического памятника в 2007 году в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, образцы декоративного оформления стен внутренних помещений ансамбля, найденные во время раскопок и выполненные в обожжённой глине, демонстрируются в Государственном музее Государственного культурного центра Туркменистана.

Строительным материалом для возведения самого пятиугольника фортификационных сооружений крепости послужили пахса, изготовленная из хорошо обработанной глины с вкраплениями гальки, и сырцовый кирпич. Оборонительные стены, достигавшие у основания толщины 9 метров, а в высоту поднятые на 3,5 метра, были фланкированы 43 выступающими из их плоскости башнями прямоугольной формы, находившимися друг от друга на расстоянии от 25 до 30 метров. Основная их кладка выполнена в пахсе, а снаружи они обложены квадратным сырцовым кирпичом размером от 39 до 42 сантиметров при толщине от 10 до 14 сантиметров. В глину сырца в небольшом количестве добавлялся саман, а иногда и шамот. Примерно такой же сырцовый кирпич использовался и при постройке стен самого культового комплекса. Интересно, что в основании Квадратного зала одного из главных его помещений лежит сплошная двухметровая платформа, сложенная также из него.

Однако в некоторых случаях в несущих конструкциях строители Нисы использовали особый жжёный квадратный кирпич (в фундаментах 38х38х8 сантиметров). При составлении колонн или столбов применялся также жжёный, но уже лекальный кирпич.

В архитектурном оформлении помещений применялись терракотовые элементы чисто декоративного характера. При раскопках найдены их фрагменты, такие, как «аканты колонн, карнизы и тяги, архивольты арок и особые фигурные облицовочные плиты со скульптурными изображениями». Надо сказать, что по этой же технологии изготавливали и черепицу кровли — плоские плиты (50х35х5). Они имели закраины для соединения друг с другом и укладывались внахлёст.

В Квадратном зале, как считают учёные, терракотовыми были капители пилястр, а также часть антаблемента над ними. Его фриз состоял из трёх типов прямоугольных плит. Две из них размерами в 32х40х4,5 сантиметра, оформленные по краю сверху и снизу рядом выпуклых полусферических «горошин», в основной плоскости содержали либо 12-лепестковую розетку, либо пальметту. Орнамент последней был стилистическим изображением растительной формы, где от центрального стебля на треугольном основании отпочковывались по три пары завёрнутых внутрь лепестков. Внизу была ещё пара лежащих завитков, закрученных наружу. Такой рисунок говорит о творческой интерпретации парфянскими художниками широко распространённого эллинистического мотива в декорировании архитектуры. Третий тип представлял собой плиту (34х40х4,5), имеющую по три выступающих и западающих уступа. Вполне вероятно, что на стене, входя в систему облицовки фриза, все три типа чередовались.

Как видно из вышесказанного, уже в парфянское время глина с различными добавками, оформленная в кирпич или конкретную архитектурную деталь и после этого подвергшаяся термической обработке, становится основным конструктивным и декорационным материалом на строительной площадке. Дошедшие до нас некоторые шедевры воочию демонстрируют, как талантливо они применяли обожжённый кирпич, ставший основной единицей модульных конструкций для решения инженерных и художественных задач.

Литература:

1. Аннаоразов Дж. История Туркменистана. 2020.

2. Эсенов Б. Архитектурные памятники Туркменистана. 2019.

3. Нейтральный Туркменистан. № 106. 28.04.2020.

Основные термины (генерируются автоматически): верблюжья колючка, Квадратный зал, лекальный кирпич, метр, сантиметр, сырцовый кирпич.


Похожие статьи

Задать вопрос