Оперный театр нового поколения: векторы развития оперного жанра в XXI в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 10.05.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Кулешова, О. Н. Оперный театр нового поколения: векторы развития оперного жанра в XXI в. / О. Н. Кулешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113909/ (дата обращения: 01.06.2024).



В статье автор исследует современные тенденции (векторы) развития оперного театра в XXI в.; развитие прогрессивной мысли, творческой инициативы режиссеров-постановщиков в создании востребованного и зрелищного оперного представления.

Ключевые слова: современный оперный театр, новаторская трактовка, режиссерские подходы, традиции, авангард, стилевые направления, полистилизм.

Оперный театр конца XX — начала XXI ст. можно смело назвать –режиссерским. Уровень современного спектакля, наполняемость залов, интерес публики к постановке оперы сегодня зависят в большой степени от трактовки и режиссерского решения. Современная оперная премьера — это смелая концептуальная режиссерская мысль наравне с музыкальной составляющей. Современная оперная сцена сегодня является ареной бурного экспериментирования, порождающего новые идеи и формы музыкально-театральных представлений [2].

Журналисты, музыкальные и театральные деятели отмечают повышенный интерес публики разных поколений к оперному искусству. Исследователь В. Крылова объясняет наполняемость залов и интерес публики к оперному искусству тем, что современный музыкальный театр — зрелище. Развлекательная, релаксационная функция музыкального театра важна для разрядки напряженной жизнедеятельности общества [1].

Современное оперное искусство — это многовековый историко-культурный опыт, предлагающий миру множество жанровых решений, а также, процесс демократизации пространства культуры, вбирающий все прогрессивные академические и неакадемические тенденции.

Современная оперная режиссура конца XX — начала XXI в., наряду с традиционными подходами, в полной мере, использует эстетику постмодернизма, превратившегося в доминирующее и всепоглощающее направление.

Постановки ведущих мировых и отечественных режиссеров: Патриса Шеро (Франция), Кети Митчелл (Англия), Пьера Оди (Англия), Роберта Лепажа (Канада), Кшиштофа Варликовски (Польша), Кристофера Олдена (США), Дмитрия Чернякова (Россия) и др. демонстрируют разноплановость и новаторство жанровых решений, переосмысление оперного наследия прошлых веков, отказ от традиционного подхода и уже существующих ценностей, порой доходящие до вседозволенности и размытия границ между искусством и антиискусством [1]. Современные творцы сцены используют различные формы полистилизма, минимализма, китча, перфоменса, акционизма, пародирования, сюрреализма, оперного аттракциона, элементы циркового искусства и др.

Американский режиссёр, драматург и сценограф Роберт Уилсон (1941 г.р.) — один из крупнейших театральных деятелей-авангардистов конца ХХ — начала XXI века. Он предпочитает в своих работах использовать минимализм японского стиля в сочетании с чертами барокко, цирковую подчеркнутость и все оттенки сине-серого цвета («Орфей» К. Монтеверди, 2009; «Трубадур» Дж. Верди, 2018–2019).

Итальянский режиссёр-художник Ромео Кастеллуччи (1960 г.р.), работает в стиле, близком к акционизму. В постановке «Волшебной флейты» В. Моцарта Р. Кастеллуччи раскрыл трагизм Французской революции. Спектакль через знакомую музыку по-новому раскрывает В. Моцарта, охваченного ужасом грядущих перемен для европейской цивилизации.

Дмитрий Черняков (1970 г.р.) — российский оперный режиссер и сценограф, популярен смелым новаторством в трактовках классических опер. Его 30 работ (1998–2024) не сходят с мировых оперных площадок («Евгений Онегин» П. Чайковского, 2006; «Дон-Жуан» В. Моцарта, 2010; «Князь Игорь» И. Бородина, 2014; «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, 2012; «Сказки о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова и др.).

Постановочный жанр Д. Чернякова — оперный аттракцион. Основной художественный принцип — высокая степень оригинальности по сравнению с источником. Складывается впечатление, что «Думать во время оперного аттракциона, как и задумываться о показанном после, противопоказано [7]».

Творческий стиль режиссера-эксцентрика, австралийца Бари Коски (1967 г.р.) — фриковство, ярморочная и карнавальная эстетика, китч. Его постановка «Евгений Онегин» П. Чайковского (2016) — спектакль крайностей.

Заполненная сцена сменяется пустотой, свет от ослепительно-белого становится темным, резкое звучание оркестра на фортиссимо также резко переходит в вкрадчивое пианиссимо. В спектакле нет и намека на гармонию и уравновешенность, есть только хорошо раскачанный эмоциональный маятник [8].

После авангардных режиссерских интерпретаций либретто, персонажи классических опер часто попадают в другую эпоху, меняются их психологические и драматические характеристики, части опер переставляются местами, допускаются изменения в партитуре. При таком подходе от великих опер остается лишь громкое название.

В современных постановках используется как новый оперный материал, так и «старые» оперные шедевры. Наравне с произведениями современных композиторов, не сходят со сцен оперы К. Монтеверди, В. Моцарта, Г. Доницетти, Дж. Россини, Р. Вагнера, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и многих других композиторов [6].

В культурном музыкальном пространстве существует мнение, что новаторская трактовка не применима к «старым операм», что к постановкам оперной классики нужно подходить традиционно. Но есть и иной взгляд на проблему, высказанный в книге А. Макаровой и А. Парина «Как смотреть оперу». Авторы утверждают, что лишь оперная партитура, по сути является «оперой» так написано вверху партитуры. А современный оперный спектакль по «старой» оперной партитуре — это живое действие, актуальное времени, интересное зрителю с новыми режиссерскими находками и свежим взглядом на вечные истины, которые всегда современны и актуальны [4].

Вместе с композиторами, режиссерами, противопоставляющими себя академизму, в XXI в. остаются приверженцы классических оперных традиций. В середине XX в. появилось направление в музыке «Аутентичное исполнение», где режиссеры, композиторы, дирижеры, сценографисты, декораторы, художники по костюмам, профессиональные певцы ставят целью восстановление стиля и манеры исполнения «старого» произведения, согласно музыкальной эпохе, в которой оно было написано [3].

Над воссозданием традиционных и старинных опер трудится множество талантливых постановщиков: Жорди Саваль (Испания), Пьер Луиджи Пицци (Италия), Бенджамин Лазар (Франция), Отто Шенк (Австрия), Эндрю Лоуренс-Кинг, Джон Гардинер (Англия), Василий Бархатов, Петр Поспелов, Григорий Исаакян (Россия) и др. Созданы международные сообщества, движение аутентичного исполнительства, такие как: HIP (англ. historically informed performance, «исторически осведомлённое исполнительство»); English Bach Festival — EBF (Английский Баховский Фестиваль); фестиваль «Недели старинной оперы» в Москве; репертуарный проект «Старинные оперы в Театре Наталии Сац»; Академия старинной оперы «Opera Omnia» («Оперное наследие») в Театре Наталии Сац; Открытая академия музыки барокко и «Студия оперы барокко» в Санкт-Петербурге; французский ансамбль, исполняющий старинные оперы «Les Arts Florissants» («Процветающее искусство») под руководством У. Кристи и другие.

Сегодня у современного зрителя есть удивительная возможность выбора оперных трансляций различных режиссерских работ как традиционного, аутентичного направления, так и авангарда с любой точки мира и в любое время. Так, музыковед Н. Сурнина размещает на своем веб-сайте 25 оперных спектаклей ежедневно. ТОП лучших оперных постановок регулярно публикуется в Facebook, YouTube, Rutube, VK и на других интернет-платформах [6].

Литература:

  1. Крылова В. А. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений. — Ростов-на-Дону: Рост. гос. консерв. им. С. В. Рахманинова, 2017.
  2. Кисеева, Е. В. Основные тенденции развития современного оперного искусства. — Ростов-на-Дону: Рост. гос. консерв. им. С. В. Рахманинова, 2018.
  3. Конен, В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. — М.: Музыка, 1997.
  4. Макарова А., А. Парин. Как смотреть оперу. — М.: Крафт, 2018.
  5. Стусова М. С. Творчество композиторов XX–XXI вв. — Ростов-на-Дону: Рост. гос. конс. им. С. В. Рахманинова, 2018.
  6. Оперные шедевры, которые можно (и нужно) посмотреть онлайн. — https://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/2571371 (Дата обращения: 15.03.2024).
  7. «Снегурочка» в Париже 25.04.2017 https://bildhauer.livejournal.com/10186.html (Дата обращения: 09.04.2024).
  8. Левин Д. (2 октября 2007). «От оперного эпоса к сдержанному ужасу». https://yandex.ru/search/?text=Левин % (Дата обращения: 18.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Англия, опер, оперный аттракцион, Римского-Корсаков, Чайковский, EBF, HIP, интерес публики, наполняемость залов, новаторская трактовка, оперное искусство, Россия, старинная опера.


Ключевые слова

традиции, стилевые направления, авангард, современный оперный театр, новаторская трактовка, режиссерские подходы, полистилизм

Похожие статьи

Задать вопрос