Применение современных образовательных технологий в работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 07.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Назарчук, О. В. Применение современных образовательных технологий в работе с детьми / О. В. Назарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112670/ (дата обращения: 17.05.2024).



Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, переход на новый, более качественный уровень, не может осуществляться без разработки новых технологий.

Образовательная технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В настоящее время понятие образовательной технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

Внедрение современных образовательных технологий продиктовано социальным заказом родителей воспитанников, которые на данном этапе предъявляют более серьезные требования к воспитанию и обучению.

Необходимость применения современных образовательных технологий продиктована модернизацией системы образования, введением ФГОС, и проявлением новых возможностей в воспитательно-образовательном процессе.

Использование в работе современных образовательных технологий существенно меняет сложившуюся систему воспитания и обучения; имеет принципиально новую образовательную ориентацию; осуществляет обновление дошкольного образования; имеет системный характер.

Основными причинами появления современных образовательных технологий в дошкольном учреждении являются: необходимость активного поиска решения актуальных проблем дошкольного образования; стремление педагогов повысить качество образовательных услуг; неудовлетворенность педагогов достигнутыми результатами; все возрастающие требования родителей к качеству образования.

Основная цель педагогической инновации: это — личностно-ориентированный подход, гуманизация способов общения с ребенком.

Исходя из образовательных потребностей детей, я использую следующие технологии:

Игровая технология . Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Правильно организованная игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах педагогической работы.

Некоторые дети имеют сниженную мотивацию к учебной деятельности, поэтому я использую игровые сюрпризные моменты.

Это заинтересовывает ребят, и они потом, не замечают, как вовлекаются в учебную деятельность.

Особое место отвожу дидактическим играм. Обучающие задачи в этих играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря), описание предметов, составление загадок.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей — сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами образовательной деятельности детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «пристойно» выражают гнев, избавляются от страха.

Технология познавательно-исследовательской деятельности . В своей работе я также использую технологию познавательно-исследовательской деятельности.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Моя задача — не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагога, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности.

Основными задачами в технологии познавательно-исследовательской деятельности считаю:

– формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

– развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

– расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

– поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Развитие познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решена в условиях образовательной деятельности, в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской, познавательной деятельности, и дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Специально организованная познавательно — исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а мне сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность ребят, развивая их познавательную активность. Хотелось бы, всегда следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Информационно-коммуникационные технологии. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Вне сомнений, дошкольный возраст — это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.

Педагогические технологии развивают любознательность, — основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным, творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии — как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).

Литература:

  1. Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии: М.-«Народное образование», 2004.
  2. Е. В. Михеева. Современные технологии обучения. Волгоград, издательство «Учитель» 2012.
  3. Ткачева В. И. Играем каждый день Методические рекомендации. — М., 2001.
  4. Ажищева Т. «Осваиваем образовательные технологии» http://www.maaam.ru, 2010.
  5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников» — М.: Мозаика — Синтез 2013.
  6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. — М.: ТЦ«Сфера» 2013.
  7. Зыкова О. А. «Экспериментирование с живой и неживой природой» — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, детский сад, дошкольное образование, игра, познавательно-исследовательская деятельность, дошкольный возраст, игровая терапия, логическое мышление, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос