Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Хасанович, А. В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся / А. В. Хасанович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112666/ (дата обращения: 17.05.2024).



Ежедневно работая с детьми, я увидела, что у современных подростков существуют проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, неумение и нежелание общаться. Все они живут в виртуальном мире и им проще написать что-то в соцсетях, нежели сказать все словами. В онлайн-пространстве они создают себе свой мир, где они могут быть кем угодно, а выходя на непосредственный контакт с реальным человеком, либо замыкаются, либо проявляют агрессию.

Из-за этого в настоящий момент стала актуальна проблема занятости детей чем-то социально-значимым, чтобы мотивировать их творить, самореализация и профориентация.

Если общеобразовательные предметные программы используют в большинстве своем информационные обучающие технологии с опорой на интеллект, мыслительные действия, когда до 75 % учебных предметов направлено на развитие левого полушария, то программам дополнительного образования присущ приоритет социально-интегрирующих, игровых технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения. Игровые технологии — одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, на призыв к творчеству.

Не вызывает сомнения, что творчество — это ведущая сила развития каждого человека, что именно в творчестве заключены начала социальной и нравственной жизни людей, их взаимоотношения.

Человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения.

Творческое начало есть в каждом ребёнке и главная задача педагога дополнительного образования в каждой образовательной организации — создать условия для раскрытия творческих способностей своих воспитанников.

Таким образом и сформировалась идея создания кружка «Аниматор Плюс» в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ СОШ № 5 имени Героя Советского Союза И. П. Рыбина ст. Старощербиновской. Программа этого объединения содержит в себе значительные ресурсные возможности для творческого развития личности детей, обеспечивая максимальное включение их в содержательную, социально значимую деятельность — организацию и проведение детских программ и праздников, социально значимых проектов.

«Аниматор Плюс» — это особая форма общения, где дети и подростки учатся вести себя и вести за собой, учатся навыкам общения. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают начальные знания мастерства ведущего, актера, сценариста, организатора досуга.

Предусматривается несколько видов деятельности: актерское мастерство, игровые тренинги, режиссура, работа над оформлением программ, работа над реквизитом, работа над техническим обеспечением реализации каждого проекта, а главное — деятельность организатора, что обеспечивает каждого воспитанника позитивным опытом прохождения разных социальных ролей и предусматривается в образовательной программе как ознакомление с профессиональными компетенциями. В тренингах, проводимых на занятиях, используются элементы личностных упражнений и ролевых игр. Эти занятия позволяют обучающимся уверенно выступать перед любой публикой, то есть быть открытыми, раскрепощёнными, гибкими и находчивыми в неожиданных ситуациях при сохранении высоких ценностных ориентиров.

Данная программа дает возможность детям получить знания в культурно — досуговой сфере. Для педагога подготовка детей по программе

«Аниматор плюс» — это возможность мотивировать детей на организацию досуговых программ в школе, дома, на открытой площадке.

Новизна данной образовательной программы заключается в гармоничном соединении:

— технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;

— технологии исследовательского обучения, согласно которой обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи культурологической деятельности, а не получают их от педагога в готовом виде;

— проектной технологии, согласно которой, итогом комплексной деятельности всех воспитанников школы является творческий продукт совместного труда.

Данная программа связывает теоретическое обучение с самостоятельной работой, формирует первоначальный опыт проектной деятельности. Освоение программы ведется через использование активных методов обучения, моделирование реальных условий, использование современных информационно-коммуникативных технологий.

И конечно же, реализация данной программы — это еще один способ профориентационной работы.

Профессия аниматора целиком и полностью направлена на получение живого отклика от публики, на взаимодействие с ней. Аниматоры не просто реализуют задуманный план и исполняют свой сценарий, но и непосредственно участвуют в их постановке и режиссуре. Продумывают все этапы подготовки: снабжение соответствующим инвентарем (костюмы, техника, салюты и др.), организация площадки мероприятия, подбор музыкального сопровождения, продумывают сценарий, придумывают различные конкурсы и викторины и многое другое.

Нетрудно заметить множество вариаций данной профессии. Сюда можно отнести ведущего развлекательных программ, шоумена, мастера игрового общения, вожатого и многих других, чья деятельность связана с организацией людей, проведением игр и созданием благоприятной, дружелюбной атмосферы.

Основная специфика работы аниматоров — это создание интерактивного творческого продукта. И в рамках деятельности кружка «Анимато Плюс» мы можем говорить о том, что практически каждая тема программы — это отдельный проект, который создается и реализуется с соблюдением всех формальных пунктов проектной деятельности в целом.

Работа над проектами состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки (определение цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игровой программы, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, репетиции).
  2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
  3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Основной особенностью массово-игровых анимационных проектов нашего кружка является то, что исполнителями сценарного замысла становятся и сами учащиеся, и те, кому, собственно, проект адресован. Речь идет о подготовке именно интерактивных проектов, а не просто театрализованных представлений. Как пример — проведение каникулярных мероприятий для учащихся начального звена ребятами-аниматорами из 5–7 классов. Подобный проект позволяет кружковцам пройти все ступени построения и проведения программы, а также попробовать свои силы в освоении различных специальностей: сценарист, режиссер, актер, звукооператор, монтажер, даже аналитик.

Так, согласно договору о сетевом взаимодействии между Центром «Точка роста» нашей школы и МДОУ детский сад № 9 ст. Старощербиновской ежегодно проводится ряд мероприятий для воспитанников детского сада. Один из проектов учащихся кружка «Аниматор Плюс» — это подготовка экскурсии по «Точке роста» для детей и родителей. Как в любом проекте все начинается с целеполагания и постановки основных задач, ну а затем ребята тщательно изучают специфику работы каждого объединения и выстраивают сценарный план. При этом ребятам важно не только рассказать о кружках и педагогах, но и максимально раскрыть возможности имеющегося оборудования. Для этого юные аниматоры должны в том числе научиться сами пользоваться им и привлекать учащихся других объединений для демонстрационных мероприятий.

На основании двух лет работы данного кружка, можно смело утверждать, что последовательное, систематическое включение заинтересованных детей в стабильно функционирующее творческое объединение «Аниматор Плюс», участники которого учатся самостоятельно разрабатывать анимационные проекты и программы, апробировать различные варианты досуговой деятельности, заниматься информационным сопровождением новых форм творческой поисковой деятельности, помогают учащимся достигать следующих результатов:

— Дети приобретают творческие, социально-значимые навыки, а также навыки критического мышления;

— навыки конструктивной работы в группе, аналитического мышления,

— Учатся основным навыкам актерского и аниматорского мастерства;

— Включаются в активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

— Овладевают навыками общения, публичного выступления;

— Обучаются работе с современными техническими средствами, позволяющими улучшить проекты игровых программ;

— Осваивают формы и методы организации культурно-досуговой, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности;

— Используют полученные компетенции в самостоятельной работе над составлением, разработкой и реализацией творческих проектов и реализации творческого проекта досуговой программы.

Принимая участие в разработке и организации проектов содержательного досуга, учащиеся кружка «Аниматор Плюс» видят полезность своей деятельности для других детей и общества в целом, а это является основой для личностного роста и социализации подрастающего поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): программа, Аниматор, проект, ребенок, вид деятельности, детский сад, дополнительное образование, образовательная программа, проектная деятельность, самостоятельная работа.


Похожие статьи

Задать вопрос