Особенности правового регулирования изменения и расторжения государственных (муниципальных) контрактов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 07.04.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Присяжненко, Д. А. Особенности правового регулирования изменения и расторжения государственных (муниципальных) контрактов / Д. А. Присяжненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112651/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования внесения дополнительных изменений в государственный (муниципальный) контракт; раскрыты различные основания внесения изменений; описаны причины, по которым производится расторжение контракта.

Ключевые слова: контракт, государственный (муниципальный) контракт, изменения контракта, дополнительное соглашение, расторжение правовое регулирование.

In the article, the author examines the peculiarities of legal regulation of making additional changes to a state (municipal) contract; reveals various grounds for making changes; describes the reasons for which the contract is terminated.

Keywords: contract, state (municipal) contract, contract amendments, supplementary agreement, termination of legal regulation.

Государственный (муниципальный) контракт — это юридически обязательный договор, заключаемый между государственным органом или муниципальным образованием и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) с целью выполнения определенной государственной или муниципальной функции. Такие контракты обычно заключаются для выполнения подрядных работ, оказания услуг или поставки товаров в рамках конкретных проектов или задач, связанных с обеспечением государственных или муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты регулируются специальным законодательством и требуют соблюдения определенных правил и процедур.

Один из основных законов, регулирующих проведение закупок и исполнение контрактов для государственных (муниципальных) организаций и учреждений это Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает общие принципы и основы контрактной системы, регулирует проведение государственных и муниципальных закупок, определяет правила конкуренции, условия заключения контрактов и контроль за их исполнением.

Контракты являются важным инструментом для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и реализации проектов в публичной сфере. Однако в процессе их исполнения могут возникать изменения обстоятельств, требующие корректировки условий контракта, а также возникать ситуации, при которых есть необходимость в расторжении контракта. В данной научной статье мы проанализируем особенности правового регулирования изменения и расторжения государственного (муниципального) контракта в контексте современной российской юрисдикции.

Согласно ст. 95 44-ФЗ какие- либо изменения существенных условий в контракте недопустимы за исключением изменений, закреплённых соглашением сторон. В случае, если обе стороны согласны на изменения условий контракта, они могут заключить дополнительное соглашение, которое вносит изменения в исходный контракт. Это может происходить в следующих случаях:

— при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта [1];

— по предложению заказчика увеличивается или уменьшается количество поставляемого товара, оказываемой услуги, проводимой работы не более чем на 10 %, при этом цена контракта также пропорционально изменяется не более чем на 10 %

— изменения в части сроков исполнения отдельного этапа, при условии, что сроки исполнения самого контракта останутся прежними

Изменения в контракт могут вноситься также на основании решений органов власти:

— По решению Правительства Российской Федерации для федеральных нужд, если срок контракта составляет не менее трёх лет, а его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно;

— По решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для нужд субъекта, если срок контракта не менее трёх лет, а его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно;

— По решению местной администрации для муниципальных нужд, если срок исполнению контракта составляет не менее одного года, а его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно.

На основании пункта 5 части 1 статьи 95 № 44-ФЗ между заказчиком и исполнителем заключается дополнительное соглашение на изменение регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги. Такой регулировке цен как правило подвергаются лекарственные препараты, энергетические ресурсы, реализуемые управляющими компаниями, жилищными организациями и ТСЖ, социальные услуги, а также перевозки пассажиров на общественном транспорте

Соглашение о внесении изменений заключается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. [2, ст. 95]

Стоит отметить, что особые условия внесения изменений предусмотрены для контрактов, связанных со строительством, капитальным ремонтом, а также поставкой лекарств и медицинских изделий.

Расторжение контракта согласно законодательству может проводиться по следующим основанием

— соглашение сторон;

Расторжение контракта по соглашению сторон. Контрактная система никак не ограничивает право заказчика и исполнителя расторгнуть контракт, заключенный между ними, по взаимному соглашению. Причины заключения такого соглашения могут быть совершенно различные: у заказчика может отпасть необходимость в товаре, работе, услуге, заказчик не доволен качеством исполнения контракта (а для одностороннего отказа от исполнения контракта отсутствуют основания или имеются иные неформальные причины, почему заказчик не хочет прибегать к данной мере) и пр. [3]

Применяется, если возможность расторжения в одностороннем порядке не закреплена в контракте и если возможность расторжения есть, но одна из сторон не согласна с причинами.

— по инициативе заказчика;

Часть 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. [4]

Применяется если расторжение в одностороннем порядке предусмотрено контрактом и у заказчика имеются подтверждённые основания неисполнения поставщиком обязательств.

Для одностороннего расторжению заказчик формирует и размещает в Единой системе исполнения контрактов решение об одностороннем расторжении контракта. Далее у поставщика есть 10 дней на отработку замечаний, и если он их устраняет, то заказчик отменяет решение.

— по инициативе исполнителя.

Как и заказчик исполнитель имеет право направить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, если заказчик устраняет нарушения за 10 дней, то решение отменяется.

В заключение, рассмотрение особенностей правового регулирования изменения и расторжения государственного (муниципального) контракта позволяет выделить важные аспекты этого процесса. Изменения и расторжение контракта являются важными элементами государственно-правовых отношений, и их правильное регулирование играет ключевую роль в обеспечении законности и устойчивости государственной и муниципальной деятельности.

Литература:

  1. Пахомова Л. М. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизмы реализации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Пахомова; Пермский государственный национальный исследовательский университет — Электронные данные — Пермь, 2022–204 с.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.04.2024 г.)
  3. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 316 с.
  4. Мамедова, Н. А. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для вузов / Н. А. Мамедова, А. Н. Байкова, О. Н. Морозова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 291 с.
Основные термины (генерируются автоматически): расторжение контракта, контракт, заказчик, контрактная система, дополнительное соглашение, изменение условий, исполнение контракта, односторонний отказ, односторонний порядок, Российская Федерация.


Ключевые слова

контракт, государственный (муниципальный) контракт, изменения контракта, дополнительное соглашение, расторжение правовое регулирование

Похожие статьи

Задать вопрос