Особенности коррекционной работы при дизартрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 07.04.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Крючкова, А. Ю. Особенности коррекционной работы при дизартрии / А. Ю. Крючкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112612/ (дата обращения: 17.05.2024).



При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. Дизартрия часто приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

Нарушение звукопроизношения и речи при дизартрии легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как каша во рту».

Дизартрия-это нарушение произношения в следствие недостаточной иннервации органов речевого аппарата (губ, языка, щек, неба), возникающее в результате органического поражения подкорковых отделов мозга и проводниковых путей.

Большинство специалистов, которые занимаются структурой дефекта речи при дизартрии, понимают под этим дефектом невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную очаговыми поражениями мозга.

Основные проявления дизартрии: нарушение артикуляции звуков, речевого дыхания, нарушение голосообразования и, как следствие, нарушение качества голоса, нарушение темпа, ритма и интонации речи. Все нарушения могут проявляться в различной степени.

У детей причинами дизартрии могут быть внутриутробные нарушения, отразившиеся на развитии ребенка (кислородное удушье) родовые травмы, инфекции. Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия.

Встречаются две формы псевдобульбарной дизартрии.

  1. Спастическая форма:

Мышечный тонус повышен (центральный паралич), расслабление мышц крайне затруднено. Язык напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена. Часты синкинезии (содружественные движения мышц).

Спастичность преобладает над парезами.

  1. Паретическая форма:

Паретичность, слабость артикулярных лицевых и жевательных мышц, язык вялый широкий, распластанный, занимает почти всю ротовую полость, движение его резко ограничены. Рот полуоткрыт, гиперсаливация. Повышенная истощаемость речевой мускулатуры. Носовой оттенок голоса из-за пареза мышц мягкого неба.

Дизартрия определяется по степени понятности речи для окружающих:

Первая-это самая легкая, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая степень-это когда нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих, выражено нарушение звуков и просодики(темп, ритм, тембр).

Третья степень — это понятная речь для близких и частично для окружающих.

Четвертая степень — это самая тяжелая степень, она обуславливается отсутствием речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии — это отсутствие грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Недостаточно четкие и точные движения артикуляционной моторики губ и языка, влияющие на четкое произношение. Речь немного замедленная и наблюдается смазанность произношения звуков. Что касается слоговой структуры, грамматического строя и лексики, то они относительно сформированы. Основные дефекты при псевдобульбарной дизартрии в легкой степени у детей — нарушение фонематической стороны речи и просодики.

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии. Такие дети встречаются чаще всего. У таких детей мы можем наблюдать отсутствие движений лицевых мышц (амимия). Вытянуть губы трубочкой или надуть щеки для таких детей не представляется возможным, а также не может повернуть кончик языка вправо, влево, удержать или поднять. Нередко звуки в конце слова и в стечении согласных опускаются. Трудность в том, что переключение от одного движения языка к другому затруднено. Характерно обильное слюноотделение и назальный оттенок в голосе. У таких детей речь, как правило, тихая, смазанная, невнятная и лишенная интонационно-выразительной окраски.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии. Утакого ребенка маскообразное лицо (анартрия) и рот постоянно в открытом положении. Язык имеет толстую форму и лежит неподвижно во рту. Такому ребенку тяжело дается глотать и жевать, у него резко ограничены движения губ. Звукопроизношение грубо нарушено, членораздельная речь отсутствует. Все это характеризуется глубоким поражением мышц и произвольным отсутствием моторики речевого аппарата ребенка.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии

  1. Спастическая форма дизартрии:

Логопедическая форма ведется на фоне медикаментозного лечения, направленного на снижение мышечного тонуса. Используется расслабляющий массаж, снимающий напряжение мышц. Важно достижение полной амплитуды артикуляторных движений и правильного положения языка и губ в состоянии покоя (чтобы язык не был «собран в комок»).

  1. Паретическая форма дизартрии:

Используется тонизирующий массаж, способствующих укреплению паретичных мышц и уменьшению проявлений пареза. Пассивная гимнастика с постепенным переходом к активной. Основная цель гимнастики-развитие сил мышечных сокращений и достижение полной амплитуды движений. Для этого используются движения с сопротивлением для губ и языка. Важно добиться рефлекторного сокращения мягкого неба для снятия назализации.

Коррекционная логопедическая работа носит комплексный характер, включающий помимо логопедических занятий постоянное наблюдение у невролога, занятия по ЛФК, массаж и другие коррекционно-оздоровительные мероприятия. Логопед на занятиях с ребенком работает над точностью и дифференцированием движений органов артикуляций, речевого дыхания, силы и высоты голоса, интонационной выразительностью речи. Занятия включают в себя логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, на развитие мелкой моторики рук и координацию движений, работу над звукопроизношением. Родителям важно принимать активное участие в логопедических занятиях по коррекции дизартрии. Делать дома с ребенком артикуляционную гимнастику, развивать мелкую моторику рук, закреплять правильное произношение звуков. Коррекция дизартрии — это довольно долгий процесс, который в зависимости от возраста ребенка и от степени речевой патологии может занять до нескольких лет, поэтому родителям нужно запастись терпением. Ни в коем случае не пускать речевое развитие на самотек.

Коррекционно-логопедическая работа по дизартрии проводится поэтапно и зависит от возраста и уровня речевого развития ребенка.

Этапы коррекционной работы:

  1. Подготовительный. На этом этапе проводится коррекция речевого дыхания и голоса, подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, ЛФК и массажа.
  2. Формирование первичных коммуникативных и произносительных навыков. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений речевого дыхания и развития голоса, а также развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
  3. Работа над звуковой стороной речи. Закрепление правильного произношения звуков речи.

Методы и приемы воздействия при дизартрии:

Логопедический массаж . Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно важен на начальных этапах работы. Необходимо его проводить наряду с артикуляционной гимнастикой. В зависимости от тонуса мышц проводится расслабляющий или тонизирующий логопедический массаж. Комплекс массажа логопед подбирает в зависимости от тонуса мышц лица, шеи, нижней челюсти, губ, языка. В зависимости от состояния речи ребенка комплекс массажа может занимать до 30–40 минут. Для наилучшего эффекта логопедический массаж нужно проводить не реже 2–3 раз в неделю. При пониженном тонусе необходимо активизировать работу мышц артикуляционного аппарата, используя растирание, разминание, вибрацию, поколачивание. При повышенном тонусе нужно расслабить мышцы губ и языка, выполняя поглаживания, лёгкую вибрацию. Помимо логопедического массажа детям с дизартрией необходим ЛФК, который проводится в детской поликлинике, устранение гиперсаливации и контроль за артикуляционным укладом языка. Когда логопед приступает к коррекции артикуляционных нарушений, возникает необходимость приучить ребенка к контролю за положением языка и губ. Отсутствие контроля затрудняет произвольность артикуляционных движений. Работу нужно начинать с обучения ребенка проглатывания слюны. Для этого проводят массаж жевательных мышц, вызывая жевательные движения, запрокинув голову назад просят ребенка проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенок учится жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюсти путем легкого надавливания на челюсть, при этом она смыкается. При насильственных движениях нужно сразу начать работу над их затормаживанием. Главное внимание уделяется по удержанию мышц в одном положении, состояния полного покоя (язык лопатка). В процессе логопедической работы нужно увеличивать время по удержанию губ и языка в одном положении.

Развитие речевого дыхания и голоса . Важно при работе с ребенком уделять внимание работе развитию речевого дыхания, формированию длительного выдоха. Это имеет большое значение для плавности речи, артикуляции, дыхания во время говорения. У детей с дизартрией часто отмечается поверхностное дыхание, укороченный речевой выдох. Поэтому необходима постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот. Эти упражнения делают в положении лежа в среднем 2–3 минуты. Важно следить, чтобы ребенок на вдохе не поднимал плечи. Затем включают упражнения с диафрагмальным выдохом, пропеванием гласных и протягиванием согласных (жжж, сссс). Так же важно формировать силу воздушной струи при выдохе через рот и параллельно развивать речевое дыхание, проводя упражнения по развитию силы и высоты голоса, а также по интонационной выразительности речи. Для этого используются игровые упражнения, как «большие и маленькие», «высоко и низко». Для интонационной выразительности детям предлагается подражать голосам животных, пропевать гласные звуки и выражать эмоции в диалогической речи.

Мелкая моторика . Очень важно развивать ручную умелость, ловкость пальцев, готовить руку ребенка к письму. Мелкая моторика рук оказывает положительное воздействие на речь, поскольку в головном мозге речевая зона и зона, отвечающая за моторику рук, находится рядом. Гимнастика рук и пальцев сопровождается потешками «Сорока Белобока», «Кошкин дом». Динамические пробы: кулак, ребро, ладонь, ощупывание и схватывание любых предметов, лепка из пластилина, Су-Джок шарики, работы в прописях, обводки, штриховки, графические диктанты. Артикуляционная гимнастика играет очень большую роль в логопедической коррекции дизартрии. Поскольку, таким образом происходит тренировка точных и координированных движений артикуляционного аппарата. Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Артикуляционную гимнастику надо проводить на ряду с логопедическим массажем и сочетать ее с упражнениями на развитие мелкой моторики. Для наилучшего эффекта артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно (2 раза в день по 10 минут) перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя.

Важно чередовать отработку статических и динамических упражнений. Оба типа обязательно должны присутствовать в ежедневном комплексе артикуляционной гимнастики. По мере овладения артикуляционными укладами можно добавлять в комплекс новые упражнения. После каждого движения необходимо сделать небольшую паузу, чтобы сглотнуть слюну и расслабить артикуляционную мускулатуру.

Литература:

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений/ под ред. Л. С. Волковой.- М Гуманитар. Изд.центр Владос,2009.
  2. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн.: Нарушения голоса и звукопризносительной стороны речи. В 2 ч. Ч. 2 Ринолалия. Дизартрия: пособие для логопедов и студ.дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия.-М. Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС 2009.
  4. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей.-М. ВСТ Астрель 2010.
  5. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда.-М АСТ: Астрель 2010.
  6. Е.Краузе Логопедия.-СПб. КОРОНА-Век, 2010
  7. Уроки логопеда/ Авт-сост. В Надеждына.-Минск: Харвест ,2011
  8. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей у детей-М. ООО «ИКТЦ «ЛАДА»»2009.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, псевдобульбарная дизартрия, ребенок, речевое дыхание, логопедический массаж, артикуляционный аппарат, движение, дизартрия, язык, мелкая моторика рук.


Похожие статьи

Задать вопрос