Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 04.04.2024

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Владимирова, Ж. В. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Ж. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112595/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Ключевые слова: финансовое образование, финансовая, экономическая грамотность, дошкольный возраст, экономическое воспитание .

Финансовое просвещение и воспитание детей — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой. Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. [272]

Современный ребенок c раннего детства не по своей воле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Уже с дошкольного возраста дети встречаются с различными профессиями, которые его окружают, видят и слышат рекламу по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи, наблюдают за покупкой и продажей товаров и, таким образом, постепенно включаются в экономическую жизнь общества.

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.

Решая задачи по формированию основ финансовой грамотности у детей, педагогам нужно использовать такие формы и методы, которые создают условия, где дети становятся активными участниками образовательного процесса. Поэтому при организации образовательной деятельности педагоги используют не только классические методы (беседа, чтение, экскурсии, игра, наблюдения и др.), но и инновационные (проект, кейс-технологии, арт-мастерские, викторины и конкурсы, и так далее). [26–30]

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности можно донести до детей представления о том, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности, что в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже. Мы в своей работе по воспитанию финансово грамотного ребенка применяем такие игры, как: «Наши цели», «Путешествие в прошлое предметов», «Где можно хранить деньги» или «Копим и сберегаем», «Какие бывают доходы», «В супермаркете», «Сделал дело — гуляй смело», «Занять и одолжить», «Что дешевле?» и т. д. [90]

В работе с дошкольниками по формированию финансовой грамотности, предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги, труд, обмен товаром и т. д. Детей знакомят со сказками:

– в которых воспевается труд («Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак, «Вершки и корешки» В. И. Даль, «Зайкина избушка» русская народная сказка, «Репка» русская народная сказка);

– в которых показывают всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстой, К. И. Чуковский «Муха — цокотуха», Г. Х. Андерсен «Серебряная монета») и т. д.

Также педагоги активно применяют метод «Проектов». Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. При формировании основ финансовой грамотности дошкольника можно использовать следующие темы для проектов: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд — наше богатство», «Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?» и т. д.

Для формирования познавательной и практической активности детей в сфере финансовой грамотности в группах создаются игровые «Экономические зоны» с дидактическими играми, таблицами с кроссвордами, иллюстрациями, коллекциями монет и купюр разных стран, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Для создания таких зон привлекаются родители с целью формирования интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка, способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.

Для сотрудничества с родителями в сфере экономического воспитания также планируются:

– проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;

– анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;

– рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье.

Приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых.

В рамках реализации муниципального проекта «Энциклопедия профессий от А до Я» в нашем дошкольном образовательном учреждении города Чебоксары, педагоги знакомят детей с многообразием профессий мира взрослых. Мероприятия проводятся с целью организации ранней профориентации и воспитания уважительного отношения к людям разных профессий, формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, используя многообразные формы работы, которые дают возможность проявить творчество, индивидуальность и, в то же время, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.

Чем раньше дети узнают финансовую науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Литература:

  1. Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2019. 272 с.
  2. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет». Нефтеюганск, 2019. 90 с.
  3. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1(21). 25–31c.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, дошкольный возраст, ребенок, деньга, формирование основ, экономическое воспитание, взрослая жизнь, русская народная сказка, Семейный бюджет, экономическая культура.


Ключевые слова

дошкольный возраст, экономическое воспитание, экономическая грамотность, финансовое образование, финансовая

Похожие статьи

Задать вопрос