Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии «мэджик бокс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Недоступова, Е. С. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии «мэджик бокс» / Е. С. Недоступова, Р. И. Часовских, А. А. Черных, А. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112592/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье авторы рассказывают об экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : мэджикс-бокс, игры по финансовой грамотности .

Экономическое просвещение в дошкольном возрасте — это новое направление в дошкольной педагогике. Дети включаются рано в финансовую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, первичными финансовыми знаниями на начальном этапе. Грамотное отношение к собственным финансам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция [1, 272].

Раннее разумное финансовое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами? А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

В своей работе педагоги используют современные игровые образовательные технологии, одной из которых является — Мэджик-бокс.

Мэджик-бокс — это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему (у нас это финансовая грамотность). Все материалы из мэджик-бокса расположены в различных окошках, кармашках, в них находятся игры и задания. Использовать мэджик-бокс можно, как для подгрупповой работы, так и для индивидуальной. [2, 90].

Дидактическое наполнение мэджик-бокса:

1. Д\и «Чей труд важнее».

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов.

Правила: ребенку дается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного.

Вариант 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Вариант 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию.

2. Экономические загадки

Цель: развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.

Правила: педагог читает загадку, ребенку предлагается отгадать её.

3. Мини-книжка «История возникновения денег»

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважительное отношение к деньгам, познакомить детей необычными, странными деньгами из прошлого и настоящего времени (от камушков и ракушек до современных монет и банкнот).

Правила: предлагается рассказать об истории возникновения денег, что раньше использовали вместо денег.

4. Д/и «Что дороже?»

Цель: учить детей использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров.

Правила: предлагается детям по две карточки. Задача ребенка определить, что дороже, а что дешевле. Сравниваем стоимость разного количества одних и тех же товаров.

5. Папка-кармашек «Деньги России»

Цель: познакомить с купюрами и монетами нашей страны.

Правила: ребенку предлагается рассмотреть банкноты и монеты России, закрепить их название.

6. Вертушка «Какие доходы у семьи»

Цель: познакомить детей с понятиями «доходы»

Правила: ребенку нужно прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением доходов, воспитатель объясняет, из чего складывается доход семьи. Затем дети сами могут рассказать о доходах семьи.

7. Вертушка «Какие расходы у семьи»

Цель: познакомить детей с понятием «расходы»

Правила: ребенку нужно прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением расходов, воспитатель объясняет, из чего складывается расход семьи. Затем дети сами могут рассказать о расходах семьи.

8. Кармашек «Раскраски»

Цель: развивать мелкую моторику, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

9. Лото «Семейный бюджет»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия, различные виды социальных выплат; дать представления детям о том, какие виды семейных расходов есть в каждой семье; формировать основы экономической культуры дошкольников.

Правила: ребенок должен определить на игровых полях обязательные, запланированные и незапланированные расходы семьи.

10. Вертушка «Что раньше использовали вместо денег»

Цель: дать детям представление о понятии «заменители» денег.

Правила: ребенку предлагается прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением предметов, которые раньше использовали вместо денег, необходимо объяснить, что изображено на картинке.

11. Вертушка-пазл

Цель: развивать мелкую моторику, наблюдательность, образное и логическое мышление.

Правила: игра представляет собой поле, на котором нужные нам изображения расположены на трех окружностях, их нужно вращать в разных направлениях, чтобы получилась единая картинка.

12. Теневое лото «Финансы»

Цель: развивать внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учит находить предметы по тени и сопоставлять их.

Правила: игра состоит из игровых полей с теневыми силуэтами, и карточек с цветными картинками, выступающими в игре в качестве фишек, которые относятся к миру финансов.

В ходе игры воспитатель раздает участникам игровые поля с теневыми силуэтами, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Дошкольники определяют принадлежность предмета.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в процессе которой дошкольник может сам собирать информацию, выбирать задания, которые ему под силу. [3, 27].

Применение данного пособия повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Результативность использования мэджик-боксов состоит в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Игровая технология «Мэджик-бокс» в комплексной работе с другими видами образовательной деятельности является успешным шагом на пути реализации ФОП ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Литература:

  1. Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2021, 272 с.
  2. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет». Нефтеюганск, 2019. 90 с.
  3. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2023. № 1(21). С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, правило, финансовая грамотность, верхний круг, игра, картинка, воспитание детей, логическое мышление, мелкая моторика.


Ключевые слова

мэджикс-бокс, игры по финансовой грамотности

Похожие статьи

Задать вопрос