Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кудакаева, Е. Г. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки / Е. Г. Кудакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 261-262. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112532/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Ключевые слова: шашки, дидактические игры, мышление, дети с задержкой психического развития.

Современный мир носит изменяющийся характер. В современных условиях необходимо обеспечить ребёнка возможностью осознанного и целесообразного применения знаний в меняющихся условиях. Навыки и умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний в старшем возрасте — в школе. Для успешного усвоения школьной программы необходимо, чтобы ребенок обладал способностью последовательного и обоснованного мышления. Приобретая навыки логических операций, он становится внимательнее, научится ясно и четко мыслить, а также сможет в нужный момент сосредоточиться на сути проблемы.

Изучение процесса развития мышления у детей с задержкой психического развития приобретает все большее значение в современном мире. Отставание в развитии мышления является одной из ключевых особенностей, которая отличает этих детей от своих нормально развивающихся сверстников.

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития является длительным и сложным процессом. Для полноценного формирования мышления необходима высокая активность умственной деятельности и усвоение обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. У детей с задержкой психического развития мышление не может формироваться стихийно, поэтому необходимо проводить специальные занятия и упражнения, направленные на развитие логического и абстрактного мышления. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и процесс развития его мышления должен быть тщательно продуман и адаптирован под его индивидуальные особенности. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов ДОО.

На основании этого, я считаю, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей и подкреплением плодов мышления действиями. Потому что с помощью этой игры у детей с задержкой психического развития развиваются не только логика, но и речевые и психические процессы.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом.

Для того, чтобы обучить детей игре в русские шашки, необходимо сформировать простейшие игровые навыки: действовать строго с игровыми правилами, соблюдать очередность, стремиться к победе и предвидеть результаты своих действий, уважать соперника и уметь договариваться.

Для этого широко используются дидактические игры, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, так как особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности этих важнейших мыслительных операций.

Наиболее продуктивными в работе с детьми с ЗПР при обучении игре в русские шашки, являются дидактические игры с предметами, формирующие у детей умение выделять основные, характерные признаки предметов (цвет, форму, величину), а также словесно-логические игры на развитие смекалки, сообразительности, быстроты реакции на слово.

Конечно же всё обучение строится в игровой форме (игровые ситуации и игровые приемы).

Но наиболее интересными и эффективными считаю использование информационно — коммуникационных технологий. Яркие презентации, картинки о шашках и короткие мультфильмы особенно привлекают интерес детей, закрепляют нормы поведения во время игры и помогают лучше запомнить необходимый материал. Я располагаю материал по принципу от простого к сложному. В начале дети знакомятся с игровым полем (шашечной доской), фигурами (черными и белыми шашками и их количеством), понятиями горизонтали, вертикали, диагонали, правой и левой стороны, техникой передвижения, захватом фигур соперника и запрещенными приемами в игре.

В работе с родителями применяю современные образовательные технологии, внедряя их в: родительские собрания, беседы, консультации: «Мама — поиграй со мной», «Занимательные игры детей дома», «Руководство дидактическими играми детей с ОВЗ в семье», «Сделайте с ребёнком и поиграйте», «Организация игр детей в семье». Стараюсь показать родителям самые простые, но интересные игры, в которые детям надо играть дома. Даю советы, какие дидактические игры можно купить в магазине, а какие изготовить самим. Активно использую с родителями презентации по обучению игре в русские шашки. По моим наблюдениям, совместная работа сближает родителей и детей, вдохновляет их на совместные игры дома.

Обучение игре в русские шашки детей с ЗПР помогло мне решить проблему разностороннего развития ребенка с проблемами в развитии, его умственных способностей, фантазии, укрепить память, сформировать сильные черты личности.

В процессе обучения игре в русские шашки у моих воспитанников успешно сформировалось логическое мышление, расширился и активизировался словарь через ознакомление со специальной терминологией, сформировались навыки соревновательной деятельности, навыки спортивного этикета. Игра способствовала развитию эмоционально — волевой сферы у детей с задержкой психического развития, воспитала терпение, умение оценивать свое состояние и состояние партнера.

Шашки — это средство для умственного развития детей. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся этой игре, стали более собранными, самокритичными, привыкли самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревнования, что повышает эффективность развития ребенка особенно с задержкой психического развития.

Литература:

  1. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 1. — с. 38–40
  2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. — Л.: Ленинздат, 1969. — 128 с.
  3. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. -2005 — № 8–48–52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, игра, задержка, шашка, мыслительная способность детей, навык, развитие мышления, современный мир, удачный метод.


Похожие статьи

Задать вопрос