Патриотическое воспитание офицеров дореволюционной российской армии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Степанов, Н. С. Патриотическое воспитание офицеров дореволюционной российской армии / Н. С. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 288-292. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112511/ (дата обращения: 17.05.2024).



Процесс патриотического воспитания рассматривается в аспекте влияния всей совокупности факторов становления личности офицера. В статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания офицеров дореволюционной российской армии. Выделены основные методы и формы организации патриотического воспитания офицеров. Подчёркивается актуальность проблемы рассматриваемого вопроса, определённая рамками существования дореволюционной армии Российской империи.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, воспитательная работа, патриотическое воспитание, морально-психологическое состояние, армия.

The process of patriotic education is considered in terms of the influence of the entire set of factors in the formation of the officer’s personality. The article examines the issues of patriotic education of officers of the pre-revolutionary Russian army. The main methods and forms of organizing patriotic education of officers are highlighted. The relevance of the problem under consideration, determined by the framework of the existence of the pre-revolutionary army of the Russian Empire, is emphasized.

Keywords: patriotism, education, educational work, patriotic education, moral and psychological state, army.

Пренебрежительное отношение к урокам истории негативно сказывается на обороноспособности нашего государства и может тормозить проведение военной реформы.

Исследования патриотического воспитания офицеров дореволюционной российской армии показывают свою актуальность для отечественной исторической науки. Однако исследование данного вопроса сталкивается с определёнными социально-политическими факторами, которые необходимо учитывать при формировании итогового мнения по рассматриваемому вопросу:

  1. Предъявление новых личностных требований, в связи со сложившимися реалиями;
  2. Проявление бездуховности и образование новых факторов, влияющих на рассматриваемый вопрос;
  3. Слабое моральное и культурное воспитание подрастающего поколения в данном направлении;
  4. Издержки при проведении реформ, отражающиеся на воспитательной работе;
  5. Недооценка роли воспитания;
  6. Переоценка роли образования;
  7. Реорганизация Вооруженных Сил, проводимая в реалиях военных действий и кризисных отношениях со странами НАТО, и их союзников;
  8. Угроза международного терроризма;
  9. Необходимость критического анализа и переосмысления достижений предшественников в рассматриваемом вопросе;
  10. Необходимость извлечения уроков исходя из исторического опыта патриотического воспитания офицеров российской армии.

Тем самым можно выделить объект исследования — патриотическое воспитание офицеров дореволюционной российской армии.

Предметом является сущность, способы и методы патриотического воспитания офицеров дореволюционной российской армии.

Хронологические рамки определяются актуальностью проблемы, так как патриотическое воспитание офицеров было приостановлено в 1914 году, когда с началом Первой мировой войны был полностью уничтожен офицерский корпус армии, который воспитывался в вековых традициях существования российской армии.

В работе были использованы источники: архивные материалы, официальные документы органов государственной власти, труды отечественных военных и других областей научных деятелей.

На данный момент имеется возможность использовать позитивный и негативный исторический опыт, помогающий формированию у офицеров настоящего времени правильного понимания состояния и направления, в котором необходимо продолжать совершенствование системы морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

На всём протяжении своего существования офицерский корпус Вооруженных сил России оставался опорой российской государственности, тем самым в приоритет направлений государственной политики была включена деятельность в области патриотического воспитания офицерского состава Вооруженных Сил. Офицерского корпус дореволюционной армии состоял из: офицеров армии, офицеров флота и офицеров гвардии.

Офицеры гвардии составляли привилегированную касту, формирование происходило исключительно из дворян. Со слов Деникина А. И.: «Гвардейские вакансии не общедоступны» [1]. Также, обеспечение и дороговизна жизни гвардейца, позволяли служить в гвардии только обеспеченным. В свою очередь морально-психологическое состояние гвардейских частей находилось под личным контролем монарха. К 1903 году, численность гвардейского корпуса достигала 41965 человек [2]. К началу Первой мировой войны насчитывалось 51417 генералов и офицеров [3].

Военнослужащий без дворянства, с присвоением офицерского звания приобретал статус дворянина. Личное дворянство приобреталось с первым офицерским званием — подпоручик, XII класс Табели о рангах 1884 г. [4]. Таким образом, присвоение дворянского статуса показывало отношение власти к военной службе.

На 15 мая 1895 года, 50,8 % офицерского корпуса составляли потомственные дворяне [5], однако число потомственных дворян в различных родах войск было не одинаковым. В корпусе армейских офицеров доля потомственных дворян была значительно меньше, чем в гвардейских.

Однако, до начала XX века такое понятие, как военно-патриотическое воспитание, отсутствовало, а существовали такие понятия, как патриотизм — любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде [6] и военный дух — общий итог всех тех нравственных качеств, которые требуются войною (храбрости, находчивости, дисциплины, доведенной до высокого сознания чувства долга, доверия к себе, соседу, начальнику, короче — взаимного доверия, являющегося ключевым камнем в деле воспитания войск) [7]. Данные понятия относились к направлению на развитие нравственных, умственных и физических качеств военнослужащих. Воспитание офицерского состава происходило через воздействие на сердце и разум, для воспитания военной доблести, без попыток разделения понятий патриотизма, и военного духа. Патриотическое воспитание базировалось на фундаментальных нравственных ценностях, главнейшими из которых были религиозные и великодержавные идеалы [8], недаром главенствовал лозунг: «За Веру, Царя и Отечество». Национально-патриотическая идея согласовывалась с представлениями о божественном происхождении царской власти. Что отчасти являлось религиозной теорией и поддерживалось статусом Русской Православной Церкви (РПЦ) как государственной.

В начале 1900-х годов верховная власть предоставила приоритетную роль в воспитательном процессе Русской Православной Церкви. Религия стала базой для формирования патриотического воспитания. В армии, с 1890 года, создана специальная военная структура РПЦ. Появились официальные должности священников в армии, флоте и штабах [9]. Вера стала долгом военнослужащих на законодательном уровне. Армейский быт сравнивался с монашеским [10]. Акцент нравственного воспитания основывался на самопожертвовании ради святой веры. Также было обязательным присутствие священников при приведении к присяге, освещении полковых знамён и закладке памятников. Так, можно сделать вывод, что церковь играла главенствующую роль и на законодательном уровне. Указывая на то, что защита Отечества является священной обязанностью [11].

Таким образом, воспитание патриотизма офицеров формировалось по большей части духовенством. Однако, военная школа, всё же имела весомое влияние на патриотическое воспитание без отголосков религиозного подтекста.

Патриотическое воспитание офицеров русской армии помимо религиозной направленности выражалось в поддержании следующих ритуалов: отдание воинского приветствия; парады; принятие воинской присяги; ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши; признание боевого знамени как символ Отечества; награждение героев государственными наградами; другие.

Также в практике царской России идея и ценность патриотизма ассоциировалась с идеей и ценностью служения «…Его Императорскому Величеству, своего истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору…, Самодержцу Всероссийскому и законному Его Императорскаго Величества Всероссийскаго Престола Наследнику…» (из текста присяги 1850–1917 гг., «Воинская присяга на верность службы Царю и Отечеству»), тем самым показывая, что Мировоззрение армейского офицерства должно было отождествлять монархические идеалы.

Нравственное воспитание являлось приоритетным направлением государственной политики в области формирования и укрепления офицерского корпуса. Данный факт подтверждается тем, что цели патриотического воспитания были закреплены в юридических нормах.

Компетенция офицера строилась по грамотно выстроенной системе и проводилась ведущими и авторитетными специалистами, такими как — Н. В. Гриневич, А. Ф. Редигер, А. Д. Бутовский, М. Д. Скобелев и др.

В России военные школы появляются в конце XVII — начале XVIII вв. В 1698 году была основана первая военно-инженерная школа в Москве, в 1701 году основана школа математических и навигацких наук. В 1715 году в Петербурге открывается Морская академия. В 1732 году создаётся первый кадетский корпус. К 1880 году в России существовало около 30 военных гимназий и прогимназий, где при общем образовании, основное внимание уделялось «воспитанию сердца» — любви к Родине, готовности к самопожертвованию во благо Отечества, смелости, порядочности, милосердию и истинной дружбе [12].

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что процесс патриотического воспитания будущих офицеров выстраивался с первого дня поступления в военно-учебное заведение. Подтверждением тому служат приказы о занесении на мраморные доски фамилии юнкеров, с отличием окончивших учебные заведения [13].

Система подготовки офицеров была построена в виде ступенчатой формы, для возможности поэтапного формирования личности настоящего офицера российской армии: 1-я ступень — кадетские корпуса; 2-я ступень — юнкерские и военные училища; 3-я ступень — военная академия. Однако патриотическое воспитание осуществлялось и в войсковых частях. Также формирование патриотизма и воспитание личности офицера, по мнению историка Н. Н. Сухотина, происходило через обретение знания военного и боевого прошлого своей армии [14].

Создавалась целостная система морально-нравственной подготовки офицерских кадров, разрабатываемая государственными структурами. Произошло закрепление организации и методики патриотического воспитания офицерского состава в нормативно-правовых актах. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что военно-патриотическое воспитание, из хаотично внедряющихся закономерностей постепенно было закреплено на законодательном уровне.

Законодательный уровень военно-патриотического воспитания офицеров был организован: императором, правительством, органами военного управления, Российской православной церковью (РПЦ), общественными организациями и средствами массовой информации. Однако сам воинский долг в России был замкнут на императоре, тем самым заставляя его постоянно принимать активное участие в укреплении морального духа войск [15].

Решение уровнять сословия в области получения военного образования в 1874 году, привело к непоправимому. Армия и военное образование стали использоваться для корректировки поведения вольнодумцев и бунтарей. Что тем самым в начале XX столетия послужило образованию мнения того, что военная служба является уделом недостойных [16]. В рядах офицеров появляется пьянство и разврат. Также, среди офицеров наметилось снижение количества дворян. Создались условия для искусственной консервации офицерского корпуса, что также создало дисбаланс в гвардейском и штабном корпусах. Однако, несмотря на это, воспитуемые с юных лет в военной среде получали такое патриотическое воспитание, которое ни одно другое образовательное учреждение дать не могло.

Помимо всего указанного патриотическое воспитание было организовано непосредственно в военных частях Российской армии, во время прохождения службы строевым офицерством. Однако большой уклон был в направлении самообразования офицера. Что в реалиях существовавшего армейского быта было тяжело реализовать и постепенно сводилось лишь к административно-правовой регламентации процесса воспитания офицера [17], имея рекомендации по большей своей части абстрактного характера. Самоподготовка офицеров сводилась к формальности, тем самым создавая частые вносимые изменения в уставах и наставлениях. Что отложило свой отпечаток на процесс нравственного совершенствования офицерского состава армейских частей, создавая разнородность и несовершенство профессиональной подготовки.

Также, в системе патриотического воспитания большую роль играли офицерские и морские собрания, которые появились ещё в XVIII веке. Присутствие на собраниях было служебной обязанностью офицера. Основной целью, которых было формирование патриотического идеала и создание доверительных отношений в офицерской среде [18].

Ещё одна система, играющая большую роль в морально-психологическом обеспечении это — суды офицерской чести [19]. Создание данного вида судов в воинских частях было массовой практикой. Только монарх имел право отменять решение суда офицерской чести.

В 1894 году был принят закон, легализующий дуэли [20]. Подобная практика легализации дуэлей сильно повлияла на морально-психологическое воспитание русского офицерства. Мнения касаемо данного вопроса были разделены. Появление дуэлей имело разностороннее влияние.

Постепенно, всё сильнее происходила моральная деградация офицерства. За бесстыдный поступок офицеров перестали увольнять из армии, а лишь изгоняли из полка, так как было запрещено выносить «сор из избы» [21]. В связи с поражением в русско-японской войне и революционизации армии в 1905–1907 годах, элементы моральной деградации продолжали усиливаться.

Не смотря на всё негативно происходящее, попытки патриотического воспитания имели свой успех в других системах.

Функционирование СМИ, в которые входили периодическая печать и кинематограф, повышали возможность пропаганды патриотического воспитания. Однако в большинстве своём печать была активна пропагандой монархизма, в традиционном поклонении портретам царя, истоки которого брали в почитании икон. Сакрализация изображения монарха подтверждалась посредством совершения перед портретом ритуала — клятвенная речь именем Бога, Христа и Святого Духа на верность государю [22].

С конца XIX века стало появляться множество специализированных журналов и периодических изданий, освещающих вопросы патриотического воспитания [23], [24], что играло весомую роль в освещаемом вопросе.

Позже, в данном направлении, немаловажную роль стало играть и развитие кинематографа («Стенька Разин» — 1908 год; «Оборона Севастополя» — 1911 год; «1812» — 1912 год и другие фильмы).

К началу 1914 года в России в России была выстроена национальная концепция военно-патриотического воспитания. Концепция имела системный характер, что подтверждается наличием объектов, субъектов и средств воспитания. Осуществление реализации концепции происходило в высокоэффективной системе морально-нравственной подготовки офицеров, грамотной организацией деятельности и под контролем властных структур военного управления.

Анализируя результаты проведённого исследования, можно сделать вывод, что в дореволюционный период в России самодержавию не удавалось в полном объёме осуществлять задуманное, не смотря на сложившуюся национальную концепцию военно-патриотического воспитания офицерского состава армии. Что подтвердилось революционным настроением и произошедшей гражданской войной в России, в которой как население, так и армия были разделены на два лагеря. Все существовавшие системы не смогли объединить офицеров российской армии в единое, сплоченное и патриотически настроенное на государственное единение общество.

Рассмотрен вопрос системы патриотического воспитания и воспитательной практики офицеров российской армии. Проведённое исследование показывает необходимость понимания и использования исторического опыта формирования патриотизма, идей и ценностей, присутствовавших в различные периоды российской истории.

Понимание причастности к великой военной истории в современном мире может изменить отношение и самого офицера Вооруженных Сил Российской Федерации к самой службе, формируя в нём гордость, верность и ценность в службе Отечеству.

Литература:

  1. Гребенкин И. Н. «Кодекс чести. Начало пути русского офицера (сборник)». 2017 г.
  2. «Российский государственный военно-исторический архив», ф.1, оп. 2, д. 1377, л.5.
  3. Керсновский А. А. «История русской армии», Т.4. С.334.
  4. «Полное собрание законов Российской империи» II собрание: В 36 т. СПб, 1850–1880 гг. Т. XXXI. № 31236.
  5. «Российский государственный военно-исторический архив», ф.1. оп.72, д.75. л.33.
  6. Бим-Бад Б. М. «Педагогический энциклопедический словарь». Москва, 2002г. С.185.
  7. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. «Энциклопедический словарь». СПб. 1890–1907гг.
  8. Симашенков П. Д. «Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон. XIX–XX вв.)»: монография. М., Берлин, Директ-Медиа, 2015 г. 155 с. С.34.
  9. Щавельский Г. И. «Служение священника на войне». Военный сборник. 1912г. № 11. С.125.
  10. Соколов И. «Почему русские воины именуются христолюбивыми». Вестник военного духовенства. 1904г. № 21. С. 651.
  11. «Свод основных законов Российской империи». СПб, 1906г. Раздел 1, С.70.
  12. Мартыненко А. В. «Профилактика экстремизма в молодёжной среде». Москва, 2018г. 221с.
  13. Геленковский П. А. «Воспитание юношества в прошлом». СПб. 1908г. С.38.
  14. Симашенков П. Д. «Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон. XIX–XX вв.)»: монография. Москва, Берлин, Директ-Медиа, 2015г. 155с. С.52.
  15. «Дневники императора Николая II». Книгоиздательство «СЛОВО». Берлин. 1923г. С.147.
  16. Елчанинов Г. Г., «Преимущества военных» // Разведчик. 1908г. № 932. С. 591–592.
  17. «Российский государственный военно-исторический архив». Ф. 868, оп. 1, д. 713, л.106.
  18. Кулеба А. «История и традиции офицерского корпуса России». Армейский сборник № 1. 2022 г. С. 111–119.
  19. Суряев В. Н. «Суды чести в русской армии в конце ХIХ — начале ХХ вв.». Военно-исторический журнал Издание Министерства обороны Российской Федерации. 2015 г.
  20. Суряев В. Н. «Дуэли в Русской императорской армии». Военно-исторический журнал Издание МО Российской Федерации. 2015 г.
  21. Зайончковский П. А. «Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий». М., 1973 г. С.247.
  22. Ломоносов М. В. «Полное собрание сочинений». Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи 1732–1764 гг. М.; Л., 1959. С. 584–612.
  23. Гершельман Ф. К. «Распущенность в войсках». Военный сборник 1908г. № 3. С.91–106.
  24. Зыков А. С. «Дисциплина и инициатива». Разведчик 1908г. № 956. С.109–112.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание офицеров, Россия, российская армия, офицерский корпус, военно-патриотическое воспитание, дореволюционная российская армия, законодательный уровень, офицерский состав, Воинская присяга.


Ключевые слова

патриотизм, воспитание, воспитательная работа, патриотическое воспитание, армия, морально-психологическое состояние

Похожие статьи

Задать вопрос